Работа с отстающими традиционно проводится в форме дополнительных занятий, которые могут представлять собой, как правило, или натаскивание, или, реже, – творческие уроки. Однако в Школе будущего села Большое Исаково Калининградской области в какой-то момент пришли к выводу, что предметная подготовка без дополнения ее психологическими, коучинговыми и репетиторскими приемами не приносит желаемого эффекта. Такой комплексный подход получил название «педагогическая скорая помощь». В некоторых случаях ее даже можно назвать «педагогической реанимацией».
Как ее выстраивать и применять на практике, рассказывает директор Школы будущего Алексей Голубицкий.
Трудный возраст
Подростковый период в жизни детей из-за сочетания нескольких причин часто протекает болезненно и сопровождается снижением академической успешности. До 5–6-го класса дети учились неплохо, и вдруг к 7–8-му классу наступает провал. За время своей работы я часто сталкивался с подобными ситуациями, уверен, мои коллеги тоже.
Наша школа не выбирает удобных мотивированных детей, и свою задачу мы видим не в качественном отборе, а в качественной работе. Также как и врачи, которые обязаны лечить любых пациентов, даже порой с неясными шансами на выздоровление, мы должны заниматься даже с самыми трудными учениками.
К сожалению, педагоги не во всех школах и не всегда следуют этому правилу и отмахиваются от таких подростков, предпочитая оставлять их на второй год, отчислять из школы или просто стараясь не обращать на них внимания. Буду очень рад, если кому-то из коллег будет полезен наш опыт альтернативных действий в подобной ситуации.
Для начала постараемся ответить на вопрос: в чем причина школьной неуспешности?
Во-первых, это физиологические изменения. Они отнимают невероятное количество энергии, и на учебу сил уже не остается.
Во-вторых, это проблемы социализации, излишне критическое отношение к себе, когда любой вскочивший на лице прыщик становится для них травмой, катастрофой, из-за которой идти в школу нет никакой возможности, и склонность драматизировать любые события, преувеличивая их значение. Все это порой снижает желание и способность учиться, или эта способность проявляется нерегулярно, в зависимости от настроения и самочувствия.
В-третьих, это, конечно, семейные драмы, развод родителей и связанная с этим резкая смена образа жизни.
В-четвертых, это неумение эффективно учиться. Например, даем задание выучить стихотворение. А как его выучить, если не получается запомнить?
В качестве пятой причины я бы привел наши школьные программы, необоснованно перегруженные учебным материалом, порой не соответствующие возрастным особенностям. Именно в 7–8-м классе появляются или сильно усложняются предметы.
Сочетание всех перечисленных физиологических, психологических, социальных факторов и приводит к падению успеваемости. Некоторые педагоги связывают ухудшение академических результатов с ленью подростков и считают, что достаточно их отругать, взбодрить, и все получится. На самом деле все это имеет глубинную природу, и тут приходится действовать другими, более тонкими методами.
Когда бессильны репетиторы и психологи
Приведу реальный пример из жизни подростка, который прошел через нашу систему «педагогической скорой помощи».
Ученик переживает развод родителей, его переводят в другую школу в соседнем городе, он теряет всех своих знакомых и друзей, полностью меняет свое окружение, а в новой школе он сидит на задней парте и не участвует в уроке.
При этом он не протестует, не дерзит, он просто ни на что не реагирует, и с ним никто не способен справиться – ни учитель, ни родители: ни уговоры, ни угрозы на него не действуют.
В таких ситуациях обычно принято обращаться к репетиторам как к последней надежде, но был в моей практике случай, когда и репетитор не выдержал, отказавшись от ребенка. Причина в том, что подросток буквально засыпал на занятиях, не желая включаться в процесс обучения.
Перед этим с подростком работал психолог, но и он оказался бессилен.
Этот пример свидетельствует о том, что подростку требуются не только психолог или репетитор, а комплексная помощь. Таким образом я подхожу к определению «педагогическая скорая помощь» или, не побоюсь этого слова, реанимация, которая не всегда необходима, но в описанном выше кейсе именно она и применялась.
Шаг первый: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется»
«Педагогическая реанимация» – это комбинированный подход к решению проблемы академической неуспешности, совмещающий методы психологии, коучинга и репетиторства.
В основе этой системы – принцип «зеркальных нейронов», суть которого в том, что человек транслирует окружающим свое настроение. Если учитель раздражен и нервничает, то, понятно, это влияет на учеников. Но, меняя свое состояние, мы можем изменить состояние других людей. Поэтому человек, который хочет помочь подростку, оказавшемуся в академическом провале, должен сам обладать позитивным психологическим ресурсом, иначе взаимодействие окажется неэффективным. Есть несколько довольно простых техник, одна из них – улыбнуться перед тем, как переступить порог школы и класса. Это простое движение мимических мышц очень многое значит и для вас, и для учеников.
Итак, первый шаг в оказании педагогической скорой помощи – мы должны быть бодры, позитивны и полны энергии.
Шаг второй: движение вверх
Второй шаг – это диагностика и шкалирование, когда мы просим ученика оценить способность постигать предметы по степени сложности по десятибалльной шкале от 1 (совсем не получается) до 10 (получается все и всегда).
Аналогичная коучинговая методика применяется при тестировании спортсменов во время подготовки к олимпиаде, когда они сами определяют свои пробелы и сами для себя устанавливают планку будущих достижений: например, если он вчера поднимал штангу в 100 килограммов, то теперь планирует попробовать поднять 110 килограммов. Или, если в прошлом году легкоатлет прыгал 2 метра в высоту, то в этом году он намерен прыгнуть на несколько сантиметров выше. То есть тренировка формируется по запросу чемпиона. Спорт – это такая сфера деятельности, которая не прощает ошибок и не терпит неэффективности, там всё сразу становится видно, кто там первый, а кто бежит в хвосте. Поскольку этот метод доказал свою эффективность, мы решили перенести его в нашу систему обучения.
Ученик так же, как и спортсмен, ставит перед собой задачу, определяя предметы, по которым он испытывает затруднения, а затем решая, какую оценку он хочет по ним получить. Коуч не советует, он предлагает способы достижения той или иной цели, а ученик выбирает наиболее подходящие для него. Задача, поставленная самим учеником, совершенно по-другому меняет его мотивацию, она наполняет его настоящей энергией –постепенно, не сразу. Но когда он понимает, что он не объект манипулирования, а субъект деятельности, то скорость его приближения к желанной цели возрастает.
Мы же путем шкалирования и наводящих вопросов помогаем ему сформулировать направление работы на ближайшее время. Встречи ученика с педагогом-коучем должны происходить не реже одного-двух раз в неделю, поскольку при отсутствии регулярности мы рискуем выйти из колеи и сойти с дистанции, если уж продолжить аналогии со спортом. Причём следует быть готовыми к тому, что у подростка каждую неделю цели и задачи будут меняться: например, на прошлой неделе он испытывал трудности по одному предмету, на этой – по другому, а на следующей – по двум-трём.
Шаг третий: «конфетка» для отчаявшихся
Но после диагностики мы не сразу приступаем к занятиям, а предлагаем ребенку еще одно коучинговое упражнение с условным названием «конфетка». Мы спрашиваем его, что хорошего, интересного, примечательного произошло у него за прошедшую неделю? Почти всегда на первых встречах это вызывает ступор.
«У меня? Радостного? – недоумевает ученик. – У меня в школе неприятности – одни двойки, дома мама меня ругает за эти двойки, и с другом мне не дают общаться, пока двойку не исправлю, и пользование компьютером ограничивают, считая, что из-за онлайн-игр у меня проблемы с учебой. В общем, жизнь моя – сплошной ад».
Мы безоценочно к этому относимся, просто слушаем и рассказываем ему (это искренний диалог, а не допрос) о своих успехах и приятных впечатлениях за прошедшую неделю, о том, какие события удивили или порадовали, и совсем не обязательно в личной жизни, а, например, в профессиональной деятельности.
И что происходит? Во время третьей или четвёртой встречи ученик начинает рассказывать вам о том хорошем, что случилось в его жизни, потому что у него меняется угол зрения и отношение к происходящему. И в этот момент возрастает уровень энергии, необходимой для того, чтобы сконцентрироваться на учёбе. Не сразу, но постепенно мы приближаемся к поставленной цели.
О зарядке для ума, тесте под названием «ханойская башня», упражнениях на «антилень» и других полезных методиках преодоления учебной неуспешности я расскажу в своей следующей статье.