В московской школе № 1798 есть место, в котором на переменах всегда собираются дети. Услышав звонок с урока, они бегут туда, чтобы скорее заняться интересными делами: покрасить новый объект для макета, разобрать архивные записи и просто поговорить друг с другом. Этим волшебным местом стал музей «Мое Отечество», которым руководит Елена Викторовна Фалалеева.
В школу № 787 (бывшая № 1798 – Прим. ред.) Елена Викторовна пришла работать в 1985 году. Сначала она была учителем английского языка, затем стала заместителем директора по воспитательной работе, а с появлением гимназических классов – заместителем по методической работе.
А началось все с самовара
Вскоре Елена Викторовна стала заниматься музеем. Именно под ее руководством он достиг своего расцвета.
Сбор экспонатов для музея начинается с экспедицией в село Головково, где ребята помогали восстанавливать церковь.
Именно из этого села они привезли коллекцию самоваров, которые потом стали частью экспозиции «Крестьянская изба». Елена Викторовна до сих пор с упоением рассказывает о предметах быта прошлого.
Веретено, ступа, кочерга, ухват – многие из этих экспонатов стали настоящим открытием для ребят. А малыши так и норовят залезть в декоративную печку, когда на экскурсии узнают, что в печи наши предки мылись.
Эти выезды подарили музею и другие находки. Например, каски и гильзы, которые до сих пор лежат в выставочных витринах и хранят в себе историю солдатской жизни.
«Смотрите, я тут живу!»
Уже позже один из членов поискового отряда «Катюша» дополнил коллекцию другими предметами военных лет. Как раз он впервые и предложил Елене Викторовне и ребятам сделать макет сражения.
«Мы всем классом крутили проволоку, мастерили земляное покрытие, подбирали фигуры. Каждый был занят делом, каждый внес свою лепту в этот макет», – вспоминает Елена Викторовна.
А как ребята были довольны, когда увидели результат своей работы! Они с гордостью рассказывали одноклассникам о своих достижениях. Кстати, одним макетом дело не закончилось: дети написали историю о военном самолете, которую затем рассказывали посетителям музея.
Кроме территориальных одновременно шли и информационные раскопки. Ребята с Еленой Викторовной нашли много интересной информации о районе Новогиреево (именно там и находится школа). Например, историю Торлецких, фамилией которых назван парк. Оказывается, парк – Терлецкий, но назван он в честь купца Торлецкого. Биография района настолько увлекла ребят, что они с радостью принялись за новый макет. Поскольку Новогиреево развивается – старые дома сносятся, а новые строятся – пришлось сделать макет, на котором были отражены все обновления и чтобы каждый смог найти свою улицу и дом.
– Смотрите, я тут живу! – восклицали ребята.
Примечательно, что тогда вся воспитательная деятельность школы строилась вокруг школьного музея. Фестивали, экскурсии, работа с архивами – каждый ребенок мог найти для себя то, что его заинтересовало бы. Елена Викторовна до сих пор вспоминает, как на празднование Масленицы приходили не только учителя, ученики и их родители, но и жители Новогиреева – воспитательная работа объединила взрослых и детей.
Уроки мужества
«Однажды наш выпускник 1953 года увидел на НТВ репортаж об Анатолии Николаевиче Савальеве, – вспоминает Елена Викторовна, – и начал собирать материалы о герое, а затем принес их к нам в школу».
А потом узнали, что Анатолий Николаевич учился в школе № 1798, и решили посвятить часть музея ему. Он был полковником КГБ СССР и ФСБ России, начальником штаба группы «Альфа» Федеральной службы безопасности Российской Федерации и одним из 30 сотрудников, включённых в первый набор группы «Альфа». Анатолий Николаевич героически погиб при захвате террориста, взявшего в заложники торгового представителя Швеции и его жену. Елена Викторовна познакомилась с женой героя и сотрудниками группы «Альфа», которые стали частыми гостями в музее. А ребята стали участвовать в патронатных акциях.
«На мой взгляд, очень важен проект “Давайте создавать мосты меж поколениями”, посвященный деятельности Школы военного собаководства во время Великой Отечественной войны. Члены музея “Моё Отечество” в лице его руководителя, членов музейного актива, родителей и жителей района Новогиреева создали макет, который наглядно показывает, какую роль сыграли собаки различных служб в военное время. Благодаря этому у школьников и жителей района Новогиреева появилась возможность познакомиться с деятельностью школы, которая располагалась на территории нашего района. А у ветеранов части появилась возможность встречаться с молодёжью и проводить Уроки мужества», – рассказал Борис Годунов, член совета музея.
Исследуем и воплощаем в жизнь
Музей «Мое Отечество» никогда бы не стал таким, каким мы его видим сейчас. Экскурсии, патронатные акции, проектные и архивные работы, участие в конкурсах, предметные уроки в музее – все это заслуга Елены Викторовны. Любую тему она исследует детально и доводит до логического завершения. Этому учатся и ее ребята, у которых появляется свое большое дело, где они – часть дружной команды.
Много слов можно много говорить о человеке, но его работа сама расскажет о нем. Так происходит, когда переступаешь порог школьного музея.
Сейчас так сложно заинтересовать ребенка музеем, ведь вокруг столько всего интерактивного. Но Елене Викторовне это удается. Буквально несколько месяцев назад к ней в музей пришли четвероклассники, которые загорелись идей создания своего города. Елена Викторовна не растерялась и предложила им создать макет. Когда работа была завершена, они поняли, что получился настоящий Цветочный город. Но тут обнаружилась проблема: ребята не читали «Незнайку». Елена Викторовна позвала на помощь шестиклассниц, которые каждый день приходили к ребятам в класс и читали «Незнайку». И получился новый город, а одна из шестиклассниц написала об этом текст.
Елена Викторовна способна любого заразить своей идей, потому что она влюблена в свое дело. В июне к ней пришел первоклассник Иван. «Мне очень понравились макеты в музее. Один из них (новый макет района Новогиреево) я даже помог достроить. А потом сделал свой и планирую еще один. Меня вдохновило, что я создавал его своими руками, – говорит довольно Иван. – А Елена Викторовна просто супергерой, и как у любого супергероя у нее есть волшебство: она делает неживые предметы живыми, как только они попадают на макет».
Зачем и как ходить в музей
«Это один из способов вобрать в себя опыт, накопленный предыдущими поколениями, – объясняет Елена Викторовна. – Как жили наши предки, во что были одеты, какими предметами пользовались в быту, чем занимались в свободное время – ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в музеях. Сегодня многие из них интерактивные, экспонаты можно взять в руки и посмотреть, как и что работает. Познавать окружающий мир через музей – здорово!»
Для многих детей и подростков поход в музей – утомительное скитание по залам, но Елена Викторовна знает, как превратить его в интересное приключение.
«В музей нужно ходить с хорошим настроением и ощущением праздника, – считает Елена Викторовна. – Даже если вдруг детей ведут туда, потому что “надо”, они могут найти что-то интересное именно для себя.
Хотя и у нас с учениками бывало такое, что мы выходили из музея разочарованными. Тогда я им говорила: “Пожалуй, нам сегодня немного не повезло. Но зато какой красивый столик стоял в гостиной!” – можно назвать любую яркую деталь».
И тут оказывалось, что кому-то запомнилось платье в витрине, портрет на стене, шкаф с книгами или просто вид из окна. А если все это удалось сложить, то экскурсия удалась, ведь осталось столько эмоций и впечатлений.
Главное – быть на позитиве, смотреть экспозицию широко открытыми глазами, и тогда музей обязательно раскроет вам все свои тайны».
Любимый музей Елены Викторовны, конечно, школьный. «Он мое детище, – улыбаясь, говорит она. – А еще я люблю музей-усадьбу Кусково, потому что выросла рядом, и все детство прошло на аллеях парка. Самым любимым местом была площадка перед выходом из дворца в регулярную часть парка. Там на постаментах стоят два льва, которым я с детства терла носы. До сих пор, когда я бываю в Кусково, прежде всего иду к этим львам. Они для меня – связь с детством».
Елена Викторовна – прекрасная хрупкая женщина, которая, кажется, может заниматься всем на свете, причем сразу! Всё, к чему она прикасается, обретает новую жизнь. Это педагог, на которого хочется равняться, с которого нужно брать пример. Она горит своим делом и заражает огнем детей и коллег.