Наш курс ещё в университете разделился на литературоведов и лингвистов. Нам казалось, что любить можно только что-то одно, как и хорошо преподавать. Дети же моментально считывают, какая тема учителю нравится, а какая не вызывает никаких эмоций. Очень долго мне казалось, что литература дается мне гораздо тяжелее: сложнее удержать внимание ребенка, удивить его, разжечь желание читать. Когда дети заходили на урок, в их глазах читалось: «О, опять», «Ну хоть посплю», «Я не прочитал, да и не буду», «Расскажу, что написано в учебнике, сойдет». Это угнетало все больше и больше. Сначала попыталась найти себе оправдание: ну я ж больше лингвист, чем литератор, вот они и скучают. Но это было похоже на оправдание пятилетнего ребенка.
Собравшись с силами, я поняла, что нужно действовать, а прежде всего посмотреть на себя. Не с чек-листом правок, а так по-настоящему, по-доброму. Нельзя зажечь кого-то, если сам не горишь, вот и пошла искать искру.
Пробуди интерес
Я поняла, что нужно не просто рассказать о времени, когда было создано произведение, но и постараться погрузить туда ребят. Стала приносить на уроки старые книги, которые пускала по рядам, не прерывая нашего разговора.
О, чудо! Проснулся интерес, да и Илья проснулся. Ребята гладили, нюхали, фотографировали книги, кто-то даже прижимался к ним щекой, прикрывая глаза. Безусловно, это только один из вариантов привлечения внимания, но зерно интереса посажено.
Недавно на уроке, который был посвящен поэзии Владимира Маяковского, случилось чудо. Я стараюсь давать детям поэтическую свободу, поэтому они могут выучить то стихотворение, которое понравится именно им. Моя ученица выучила «Стихи о советском паспорте», а объем произведения внушителен. И вот она выходит к доске и читает наизусть его так, что мы все перестаем дышать. А потом достает из кармана настоящий партийный билет! Получилось целое представление! Класс аплодировал стоя.
Сделай ученика соавтором урока
Каждого нового автора мы с ребятами презентуем совместно. Кто-то из учеников готовит доклад, но не тот, в который утыкаешься носом и тонешь в буквах, а тот, который рассказываешь, причем только самое интересное. Иногда я даю ребятам задание, чтобы они нашли те факты биографии, который поразили именно их. Так они дополняют мою лекцию. Детям очень важно чувствовать себя частью урока, не просто сосудом, который нужно наполнить. Им нужно быть причастным, значимым.
Установи доверительный разговор
Тут вспоминается старая шутка: «Учительница литературы пытала автора, что же он хотел сказать своим творчеством». Это же стандартное представление у учеников об анализе произведения. А если пойти другим путем? Мой первый вопрос ребятам после прочтения: «Что вам запомнилось?»
Для каждого ребенка существуют свои запоминающиеся детали. В этот момент очень важно внимательно слушать ученика, чтобы помочь правильно интерпретировать прочитанное. Кроме этого, во время обсуждения я стараюсь переместиться за парту к ребятам, так у нас получается очень уютный, открытый разговор.
И тут уже возникает мотивация прочитать произведение, чтобы тоже участвовать в беседе. Сначала ученики, которые не читали, пытаются высказаться только на основе своего опыта, но вскоре понимают, что этого будет маловато, нужно все же почитать. Иногда между ребятами завязывается интересный диспут, в котором участвуют не только герои изучаемого произведения, но и личные истории. Учитель становится модератором, а главный принцип – не помешать.
Атмосфера решает
Нам хорошо там, где уютно. А если мы обстановку сделали сами, то нам хорошо вдвойне. Руководствуясь этим принципом, мы с ребятами создали целую панораму, посвященную «Собачьему сердцу». Ну а как же говорить о Швондерах и Преображенских в Москве 2023 года? Нужно срочно переместиться в 1924 год, не иначе. И вот тогда истории про уплотнение и калоши станут острее и понятнее. Для создания нашей панорамы ребята выбирали иллюстрации сами, затем они располагали их на стене. Крепили картинки, одновременно споря, куда же лучше повесить, где будет хорошо смотреться, соблюдали определенную хронологию. А теперь, заходя в кабинет, они видят результат своего труда и гордятся им. Кстати, некоторые педагоги тоже приходят посмотреть, отчего важность вклада у детей только возрастает.
Разреши ребенку творить
Отдельное место в нашей работе отводится творческим заданиям: придумай афишу, запиши подкаст, создай реклам-конструктор, комикс, путеводитель и много другое. Дома ребята могут не только поработать с произведением в рамках программы, но и выразить свое отношение, передать внутреннее впечатление. А еще и показать потом свои работы одноклассникам.
«Уютненькая литературка» – вот такое определение совсем недавно услышала я от ребят, и оно мне безумно понравилось.
Оно никоим образом не повлияло на «серьезность» материала, для меня такое определение стало высшей похвалой. Иногда я думаю, что с удовольствием убрала бы парты на таких уроках и поставила уютные кресла-мешки, в которых мы с ребятами утопали бы в мире художественных произведений.
Оказалось, нет деления на литературоведов и лингвистов, нужно просто искренне любить то, о чем ты говоришь, и тех, кому ты это говоришь.