Педагогика // Статья

Как преодолеть школьную «бабовщину» и помочь адаптироваться начинающим учителям?


Как преодолеть школьную «бабовщину» и помочь адаптироваться начинающим учителям?
Фото: schoolnews.co.nz

В прошлой статье директор Школы будущего села Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий рассказал о том, как привлечь в школу молодых специалистов. Однако не менее актуален вопрос, как их удержать: ведь, по данным социологических исследований, именно начинающие учителя покидают школу, не выдержав испытания «школьной дедовщиной». Об этом явлении говорили ученые на одном из открытых семинаров НИУ ВШЭ, отмечая, что «молодым учителям достаются более обшарпанные необорудованные кабинеты, более слабые классы, более низкая нагрузка, потому что часы сначала распределяют более опытным, а потом уже молодёжи». Алексей Голубицкий продолжает разговор на эту тему и делится своим опытом адаптации начинающих педагогов в школе.

От армейской дедовщины до школьной «бабовщины»

Дискриминацию по возрасту в школе мы в шутку называем «бабовщина» по аналогии с дедовщиной в армии, потому что педагогические коллективы в большей степени состоят из женщин. Многие этого явления не замечают, но если, например, есть два класса: 7-й «А» (отобранные мотивированные ученики) и 7-й «Б» (трудные подростки, сложные семьи, нет мотивации, много неуспевающих), то какой класс достанется молодому учителю в первый год работы, а какой опытному, с высшей категорий, уважаемому педагогу? Кому в первую очередь будет составлено самое удобное расписание? К счастью, это явление в нашей школе не распространено, по крайней мере я о нём не знаю. У нас, наоборот, стараются создать все условия для поддержки начинающих учителей со стороны опытных наставников. Поскольку все понимают, что находятся в одной лодке, и уйдёт молодой, тебе придётся вести опять 40 часов, и такая перспектива мало кого обрадует. Но прежде всего, конечно, мы работаем для того, чтобы школа стала лучше, а это невозможно без сохранения кадров.

Клубная атмосфера и заплыв перед уроком

Очень важно, чтобы члены педагогического коллектива общались между собой, нарабатывая так называемый социальный капитал, то есть доверие друг к другу и к своей организации. Внутри коллектива имеет смысл создавать группы по обмену профессиональным опытом и взаимной поддержке. Это позволяет создать такую клубную атмосферу, где нет заданной программы, где люди притягиваются друг к другу, общаются, совместно решают методические проблемы – это общая рамка, не навязанная администрацией.

Немаловажно и то, что в нашей школе рабочий день учителя может начинаться с бассейна или тренажерного зала. Приходит он туда в 7 утра и до 8 плавает или занимается в зале, после этого идёт вести уроки, зарядившись дополнительной энергией. Вся инфраструктура нашей школы доступна не только ученикам, но и педагогам. У нас нет школы для детей, у нас есть школа для людей. Поэтому и родители, и учителя, и ученики на равных правах используют спортзалы, бассейн и другие элементы школьного «соцкультбыта». Утренний кофе ждёт любого учителя в кабинете директора, если он придёт обсудить проблему или предложить идею. Мы создаём условия для всех и для каждого.

Образовательный грант и взаимные обязательства

Речь идет и об условиях для саморазвития, когда мы поддерживаем учителей, которые стремятся участвовать в каком-то конкурсе или в конференции, помогаем им опубликовать статью, поощряем желание поступить в магистратуру или получить вторую специальность. Более того, мы это обучение оплачиваем и отпускаем на сессию. Конечно, это вызывает напряжение: пока человек сдает экзамены, кто-то за него работает. Но мы понимаем, что, для того чтобы обеспечить профессиональный рост каждого сотрудника и коллектива в целом, необходимо иногда идти на такие издержки.

И важно ещё отметить, что мы делаем всё возможное, чтобы педагоги повышали свой профессиональный уровень. Причём это может быть как институт развития образования Калининградской области, где проходит много ярких, интересных событий, так и неформальное повышение квалификации. Если вдруг учитель узнал, что автор интересующего его учебника проводит в каком-то регионе семинар или там запланирована содержательная конференция, и он желает туда попасть, или он намерен посетить какую-то инновационную школу в другом регионе, и это связано с какими-то затратами (с перелётом, с гостиницей, с оргвзносом), то эти расходы на себя берёт школа. Администрация выдает учителю образовательный грант в обмен на обязательство вернуться в школу и рассказать своим коллегам, чему он научился, чтобы, во-первых, самому внедрить ту или иную инновацию, во-вторых, чтобы помочь другим педагогам сделать свою образовательную практику богаче и результативнее.

Экономическая поддержка

Один из самых эффективных способов предотвратить отсев молодых специалистов – это материальные стимулы. У нас в Калининградской области уровень заработной платы не зависит от стажа, потому что ключевым критерием эффективности учителей служат результаты учеников. Кому-то такой подход может показаться менее справедливым, задевающим интересы опытных педагогов, но тут важно понимать, что главная цель школы – образовательные результаты учеников, поэтому именно они должны стать основой для оплаты. Все в равных условиях, без дискриминации.

Поэтому у нас в Калининградской области просто за стаж надбавки не полагаются. Доплаты начисляются за квалификационную категорию, за её повышение, за методическую работу и, как я уже отметил ранее, за образовательные результаты. Разумеется, оплачиваются часы, классное руководство, проверка тетрадей, все формы внеурочной деятельности. Иными словами, в нашем регионе разница в зарплате молодого и опытного учителя несущественна. Поэтому молодые с удовольствием приходят в школу и вполне могут себя обеспечивать, а не ждать, когда же 20 лет пройдёт, чтобы начать получать достойно. Я думаю, что должны хорошо зарабатывать и опытные, и молодые, а экономической «бабовщине» вообще не должно быть места в системе образования, на мой взгляд. «Ты, мол, с моё поработай, а потом уже свое получишь». Не поработают, не дождутся, просто уйдут из школы.

Как защитить учителя?

А еще очень важна защищённость. Каждый из наших педагогов знает, что, если он станет объектом травли или агрессии со стороны родителей или учеников, администрация в случае конфликтной ситуации не будет автоматически становиться на сторону ребёнка или родителя, или какого-то стороннего контролирующего органа. Директор или заместитель директора сначала разберутся в ситуации, и, если не прав ученик или не прав родитель, то учителя обязательно защитят. У нас бывали разные случаи.

Понятно, что, если кругом разлита агрессия – и в обществе, и в СМИ, и в интернете, мы понимаем, что должны объективно оценивать тот или иной конфликт, стараясь разобраться и защитить того, кто был прав в том или ином случае.

Эта защищённость уже позволяет учителям сохраняться, потому что, к сожалению, довольно много родителей, которые не осознают сложность профессии учителя и могут какую-то оскорбительную СМС прямо ночью написать, поздно позвонить с негативными эмоциями, прийти в школу и пытаться отстаивать свои права, не выбирая выражений. Всякое бывает. Но учителя нашей школы знают, что если та, другая сторона будет вести себя, нарушая правила, учитель будет защищён очень чётко, иногда даже жёстко, а виновник ситуации будет призван к ответственности. Поэтому мы не допускаем ни в какой степени агрессии ни с какой стороны. Учителя знают, что их защитят, но и учитель, конечно, не имеет права как профессионал допускать агрессию в отношении ученика и родителя. У нас нулевая терпимость по отношению к любому насилию.

Помогающие службы

У нас есть служба примирения (педагоги с переподготовкой в области конфликтологии, старшеклассники), которая как раз позволяет решать возникающие проблемы. Конечно, ещё дополнительным, поддерживающим фактором является то, что у нас есть и тьюторы, и ассистенты, и социальные педагоги, и логопеды, и дефектологи, и психологи. Целая группа специалистов, которая помогает решать сложные вопросы. Учитель не остаётся один на один с теми трудностями, которые возникают при обучении детей с особенностями развития.

Может быть, не всегда удаётся решать все проблемы, но мы очень стараемся, чтобы учитель чувствовал, что он не одинок, что он – часть команды. И если он вдруг не справляется, у него всегда есть к кому обратиться за добрым советом или за прямой помощью. Это тоже удерживает учителя в профессии.

Несчастный учитель не сможет воспитать счастливых детей

Самореализация учителя, чувство защищённости, обретение определенного социального статуса, создание особой атмосферы доверия и поддержки – все это важные кирпичики, из которых складывается повседневная школьная жизнь. У нас учится много детей, и могут возникать самые разные ситуации, но мы от души стараемся, чтобы «температура» в нашей школе отличалась от «температуры окружающей среды», чтобы она была более тёплой, более располагающей, более доверительной. И это работает не только и не столько в отношении детей, а в отношении всех участников образовательного процесса. Потому что, если некомфортно учителю, если он испытывает на себе какое-то давление, если ему тяжело, он не видит путей для развития, то может ли такой учитель обеспечить совершенно противоположные условия для детей? Конечно, только случайно может так получиться. Но мы стараемся, чтобы и к учителям применялись все те принципы, которые мы надеемся увидеть в отношении детей. Поэтому к нам не только приезжают, но и остаются.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube