Проекты «Медиакласс в московской школе» и «Образовательная медиадеятельность» не перестают дарить «Вестям образования» талантливых и искренних юных авторов. Сегодня в рубрике «Проба пера» дебютирует ученица московской школы № 1798 Алина Трушкина.
Когда я окончила девятый класс, передо мной встал выбор: уйти в колледж или остаться в школе. А если остаться в школе, то какой профиль выбрать? Но я четко поняла, что не готова расстаться с любимой школой, поэтому обязательно пойду в десятый класс. Мой выбор остановился на педагогическом профиле, так как мне очень хочется попробовать себя в работе с детьми.
Как и все десятиклассники, в этом году я работала над собственным проектом. Еще с сентября определила своего научного руководителя, а после длительных обсуждений мы выбрали и тему проектной работы. Меня очень заинтересовала кинопедагогика и то, какие возможности она может открыть для нас.
Мировоззрение начинает складываться у человека с самого детства. Взрослея, ребята могут познавать мир через разные виды искусства. Мой выбор пал на кино. Я решила исследовать очень интересный вопрос: может ли оно воспитывать? В наше время дети очень часто смотрят фильмы, но не изучают историю создания, не анализируют увиденное, не работают над причинно-следственными связями, не анализируют проблематику, не выносят нравственные уроки, хоть и вступают в киноотношения.
У меня появилась цель: разработать сценарий киноурока и научить подростков правильно взаимодействовать с кинофильмом (понимать идею фильма, выделять проблемные вопросы и искать пути решения). Подобрав короткометражный фильм, я написала сценарий своего занятия. Сначала мы с ребятами должны были выяснить, влияет ли, по их мнению, кино на ребенка. «Если кино хорошее, то влияет положительно, учит чему-то хорошему, а если кино плохое, то несет негативные последствия», – высказался один из ребят.
Для просмотра и дальнейшего анализа я выбрала короткометражный фильм «Космос без границ». Ученики 9-го класса очень увлеченно смотрели кино. После просмотра мы активно начали обсуждать увиденное. В разговоре смогли выяснить замысел фильма, поделиться своими эмоциями и историями из жизни. Затем ученики пробовали написать рецензию на этот фильм. Вот что пишет один из ребят: «Фильмы для ребенка более значимые, чем для взрослого. У ребенка может появиться мечта после просмотра фильма, или он будет перенимать разные особенности персонажей из фильмов. А взрослые просто смотрят фильмы для досуга. У взрослого человека мировоззрение и характер уже сформированы, и повлиять на него непросто».
Я думаю, что мое занятие – лишь небольшой шаг к тому, чтобы ребята смотрели кино по-новому, рассуждали, обсуждали. За этот урок я научилась многому, попробовала взаимодействовать с ребятами в формате «учитель-ученик». Мне было очень приятно, что девятиклассники пошли со мной на контакт. Хоть было и невероятно тревожно, но я справилась.
Я считаю, что в наше время кино может стать важной частью воспитательного процесса. С помощью него мы получаем опыт, узнаем что-то новое, учимся чему-то, а главное – воспитываем.