Личный опыт // Статья

Как создание афиш помогает стать вдумчивым читателем

Процесс вчувствования в действии.

Как создание афиш помогает стать вдумчивым читателем
Фот: YouTube

Сложилась у нас с ребятами замечательная традиция: изучение каждого произведения мы заканчиваем творческой работой. Время изучения поэмы «Мертвые души» подходило к концу, поэтому я решила предложить ребятам создать собственную афишу к прочитанному произведению.

«Представьте себе, что вы сняли фильм “Мертвые души” и вам нужно создать такую афишу, чтобы все окружающие мигом пошли бы и купили билет на ваш шедевр». Такую учебную задачу я поставила перед своими учениками.

По обыкновению они задали уточняющие вопросы, исследуя, насколько творчески они могут подойти к решению этого задания.

Было заметно, как у многих уже начала зарождаться идея. Чтобы облегчить им задачу и создать соответствующее настроение, я развесила в кабинете афиши разных кинофильмов, а ребятам предложила полистать купленную заранее книгу «Афиши Мосфильма». Что ж, мои ученики с удовольствием погружались в мир плакатов: что-то фотографировали, что-то бурно обсуждали, над чем-то смеялись. И самое важное случилось – у многих родилась идея!

Настал день Х, ребята были готовы представить друг другу свои работы.

Каждая презентация творческих работ похожа на какое-то волшебное шоу, ребята раскрывают новые творческие грани, поражают своим подходом к делу.

Кто-использует современные технологии, кто-то предпочитает выполнять работу от руки, но все произведения передают особый творческий шарм автора. Рефлексируя собственную деятельность, ребята отмечали, что они выбирали тот или иной формат, потому что саму поэму «Мертвые души» смогли почувствовать именно так. А ведь это так важно! Не просто прочитать произведение, а вчувствоваться в него. Ведь именно тогда ребенок может стать вдумчивым читателем.

Анастасия: «Вдохновением для создания афиши послужила книга “Афиши Мосфильма”. Просматривая ее, я откладывала различные идеи для собственного проекта. В итоге реализовала свою задумку через рисунок».

Ксения: «Идея для создания афиши пришла после прочтения произведения Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Сначала не всё в произведении мне было понятно, а когда я выделила главных персонажей поэмы, сразу стало понятно, что на первом плане должен быть Чичиков. Выбор цветов тоже не был случайным: желтый, голубой, синий и черный создают мистическую атмосферу и погружают в нее зрителя».

Степан: «В произведении говорится о мертвых душах не только как о предмете торга Чичикова, но и как о духовном разложении помещиков. Именно поэтому я поместил их портреты на надгробную плиту, ведь душа их мертва. Годы, обозначенные на памятнике, отражают время работы Гоголя над первым томом поэмы. Порядок изображения помещиков тоже подчиняется определенной задумке: в самом верху расположен Плюшкин, ведь его душа мертвее всех».

Юлиана: «Придумывая афишу к произведению “Мертвые души”, я опиралась на то, с чем ассоциируется у меня само произведение, как можно заинтересовать афишей. Подборка картинок происходила в соответствии с выбранной цитатой автора. Я выбирала изображения так, чтобы люди смогли создать немного иное представление о книге, чтобы общая картинка сложилась иначе. Главная моя задача – раскрыть глубокий смысл поэмы, почувствовать, что хотел донести автор».

Это только часть афиш, которые представили ребята. В каждой из них виден собственный подтекст, те переживания, которые они смогли прожить, наблюдая за своеобразными путешествиями Чичикова.

Хочется отметить, что каждая новая творческая работа ребят становится более личной, у некоторых появляется свой творческий почерк.

Интересно также отметить, что в процессе работы над афишами две девочки предложили свою идею для проекта и работали уже по собственной траектории. Они постарались сравнить образы помещиков (через характеристики, которые дал сам Н. В. Гоголь) и знаки зодиака. Получилась чудесная история, основой которой послужила сама поэма и ее персонажи.

Не обошлось и без работ, в которых чувствуется тонкий юмор юного читателя.

Дмитрий представил Чичикова в качестве успешного бизнес-коуча, чем невероятно повеселил своих одноклассников. Вот так была осмыслена история хитроумной аферы главного героя.

Изучение произведения – целый путь, по которому идет ребенок. При этом он может двигаться за руку с главными героями, а может пойти совершенно в другую сторону, став читателем «проходящим», а не вдумчивым. Создание творческих работ – отличный способ, позволяющий ребенку установить именно свои отношения с произведением, не навязанные взрослым. Безусловно, платформа для любой творческой работы должна быть подготовлена, именно поэтому перед любой развивающей задачей происходит глубинное обсуждение произведения.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube