Личный опыт // Колонка

Как нейросети помогают в изучении поэзии на уроке литературы

Опыт учителя московской школы.

Как нейросети помогают в изучении поэзии на уроке литературы

Десятиклассники московской школы №1798 попробовали визуализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, используя нейросети. Какими получились результаты и что о таком формате работы думают ученики – в материале учителя русского языка и литературы Ирины Царевой.

Использование искусственного интеллекта порождает множество споров: кто-то активно применяет его в своей работе, кто-то отрицает и считает опасным. Но невозможно отрицать существование нейросетей, и делать вид, что их нет. Новое всегда пугает человека, поскольку нет точного и понятного алгоритма взаимодействия.

Особую роль, на мой взгляд, нейросети играют в образовательной системе.

Можно сколь угодно запрещать их использование, но необходимо признать один факт – дети знакомы с ними, они с ними работают и будут работать дальше.

Возникает ситуация выбора: учитель может запретить и нивелировать использование такого ресурса, а может научить работать с ним в качестве дополнительного источника.

Во время изучения поэзии Ф.И. Тютчева я предложила десятиклассникам визуализировать свое впечатление от стихотворения через любую нейросеть, создав иллюстрацию. Учебная задача звучала так: выучите понравившееся вам стихотворение и создайте картинку, отражающую представление о нем.

Важно было зафиксировать, не столько получившийся результат, сколько сам запрос ребенка: что именно было введено в промпт.

Прежде чем работать с нейросетью и собственным восприятием, мы провели просветительское занятие, где экспертами стали сами ребята. Группа детей, которые активно используют нейросети в учебе, поделились своими работами, показали одноклассникам, как и с помощью чего можно создать иллюстрацию. Таким образом, мы подготовили информационную поддержку для тех, кто только начинает свое общение с искусственным интеллектом.

Во время итогового занятия по творчеству Ф.И. Тютчева ребята читали выбранные стихотворения наизусть, одновременно демонстрируя получившиеся иллюстрации. Каждый прокомментировал свои работы: чего ожидали, а что получили в реальности.

Анна:

«Я выучила стихотворение «Silentium». Для генерации картинок составила следующий запрос: «человек в центре, вокруг него космос, звезды: в голове у человека вспышка в стиле классика». Результатом я осталась довольна, все именно так, как я предполагала».

Чаще всего ребята выбирали стихотворение «Она сидела на полу…» Иллюстрации получались похожими, различие было лишь в образе главной героини: где-то она юная девочка, где-то взрослая женщина.

Мария профильно изучает английский язык, поэтому для запроса она использовала его: «Russian woman sitting on the floor, she holds letters, she throw letters to the fireplace. (Русская женщина сидит на полу, она держит письма, она бросает письма в камин)». Результат генерации полностью совпал с ее впечатлениями от прочитанного.

Особый интерес вызвало стихотворение «Близнецы», которое подарило совершенно разные иллюстрации.

Яна:

«У меня родилось такое восприятие стихотворения: «женщина с мужчиной обнимаются. Стоят на берегу моря. Вечернее время. На небе закат. Вдалеке видно лодку. Рядом с женщиной сидит собака». На готовом изображении я обнаружила ряд деталей, которые не совпали с моим запросом: люди не стояли, а сидели, собака сидела с противоположной стороны».

Другая ученица выбрала это же стихотворение, но оно получило совершенно иную интерпретацию.

Сусанна:

«Я создала вот такой запрос: «две девочки-близнецы, с белыми глазами и черными волосами, фон – восходящая Луна». Результат оказался близок моему воображению, но нейросеть сама добавила персонажей на задний фон, этого не было в промпте изначально».

Эмоционально насыщенной получилась иллюстрация на стихотворение «Я встретил вас, и все былое…»

Алена:

«В запрос я ввела: «человек в комнате, окруженный воспоминаниями, а внутри него горит сердце». Иллюстрацией я осталась довольна, она полностью отразила впечатление, которое создало это стихотворение».

Во время представления работ я зафиксировала важный вектор работы – создание правильного запроса (промпта).

Именно он помогает ребенку кратко и четко выразить свою мысль и построить отношения с искусственным интеллектом.

Такой формат работы позволяет детям пофантазировать, выйти за рамки традиционного анализа и лично отнестись к литературному произведению. Безусловно, эта форма представления поэтического произведения субъективна и не претендует на правильность. Но в этом как раз и содержится суть учебной задачи: «правильный» ответ не всегда будет точкой роста.

В своей работе я выбираю сторону развития и современности и считаю важным изучать новые явления, грамотно используя их в работе.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube