Качество естественнонаучного образования школьников падает, что доказано как международными исследованиями, так и общероссийскими по модели PISA. В чем причина этой ситуации и как ее можно исправить? Об этом рассказывает в своем интервью «Вестям образования» профессор и научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике им. А.В. Перышкина Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Наталия Пурышева.
– Каждый год Минобрнауки устанавливает минимальные баллы ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием в вузы данного ведомства. Очередной такой приказ вступил в силу 26 июня этого года. Минимальные баллы для поступления в следующем учебном году планируется оставить без изменений, в том числе по математике, химии, физике и биологии они составят 39 баллов. Как вы оцениваете этот показатель?
– Это, конечно, очень низкий показатель, потому что минимальный пороговый балл ЕГЭ по физике – 36, а меньше – «двойка». Чтобы достигнуть этого порога, нужно выполнить всего 10 заданий из 30, причем это задания репродуктивного характера, то есть самые элементарные. Скажем, распознать физическое явление среди нескольких приведённых. Или подставить в известную простую формулу данные и получить числовой ответ. 39 тестовым баллам соответствует 12 первичных баллов.
Конечно, эта ситуация, мягко говоря, очень тревожная, потому что физику сдают при поступлении в инженерные вузы. То есть понятно, что если абитуриент имеет такой стартовый уровень, то повысить его во время учебы в вузе будет довольно сложно.
– А чем вы объясняете установление таких низких проходных баллов?
– Во-первых, это связано с недостаточным числом абитуриентов, поступающих в технические вузы. У нас сдают ЕГЭ по физике примерно 13% от общего контингента выпускников школ, то есть доля таких учащихся очень невелика. Во-вторых, это низкий уровень подготовки по физике в школе. Потому что те 11 заданий, о которых я говорила, относятся к базовому уровню.
Базовый уровень – это физика в объёме двух часов в неделю. И понятно, что за 2 часа подготовить как следует человека к поступлению в вуз и к продолжению образования, так или иначе связанного с физикой, просто невозможно.
– Какой конкурс при поступлении в Институт физики, технологии и информационных систем МПГУ?
– На программу бакалавриата направления «педагогическое образование» профили «физика и информатика» конкурс у нас есть. Он небольшой, я так думаю, человека полтора на место. И, конечно, уровень знаний абитуриентов слабый.
Проблема заключается еще и в том, что у нас нет обязательного вступительного экзамена по физике. В числе обязательных – математика, русский язык и обществознание.
– Каким образом вы можете проверить знания абитуриентов по физике, если эта дисциплина не входит в состав обязательных приемных испытаний?
– Проверить знания мы не можем, единственное, что мы можем, – предложить абитуриентам при подаче документов представить либо результаты ЕГЭ по математике, либо по физике, в зависимости о того, какой результат лучше. Но обществознание при этом остаётся. Если выпускник при подготовке к вузу углублённо занимается обществознанием, то времени на физику у него уже не остается. Он может сдать математику, поскольку к ней все равно нужно готовиться как к обязательному предмету.
– Почему упал уровень подготовки по физике, по естественным наукам в школе? Об этом всё время говорят, и PISA на протяжении последних лет показывала, что российские школьники очень отстают именно по естественно-научной грамотности, и общероссийские исследования в формате PISA тоже демонстрируют отрицательную динамику.
– Да, это так. Тут нужно задать основной вопрос: а что мы хотим? Какова цель общего образования? Мы хотим, чтобы дети обладали определённой суммой знаний или чтобы у них были сформированы такие компетенции, такие умения, которые они могли бы использовать, во-первых, для получения новых знаний, во-вторых, для применения этих знаний в жизни и в быту? И вот этот вопрос нужно себе задать.
В то же время, если посмотреть наши программы и учебники, то у нас заложен достаточно хороший, высокий уровень фундаментальной подготовки по физике. Но мы отстаём в решении задачи формирования у учащихся способности эти знания использовать на практике.
Кроме того, мы не выходим на обобщение, на интеграцию, на применение межпредметных связей. В то же время ни одно природное явление нельзя объяснить и понять, используя только знания по физике, оставляя за рамками химию, биологию, математику. В этом смысле наши программы в определённой степени остаются традиционными. Мы не обучаем учащихся выполнению заданий формата PISA. Соответственно сложно ожидать получение высокого результата при проверке, тех умений, формированию которых не уделяется должного внимания в процессе обучения. Вот в чём причина нашего отставания.
– На базе Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, которому в прошлом году был присвоен статус Федеральной инновационной площадки, реализуется проект «Новая физика». В чем заключаются задачи этого проекта?
– Речь идет об обновлении содержания школьных программ по физике для основной и средней школы и программ подготовки учителей физики.
Если раньше основная задача изучения физики сводилась к получению учащимися теоретических знаний, то теперь делается ставка на усиление экспериментальной направленности обучения.
Вовлечение учащихся в экспериментальную деятельность, изучение физики как процесс решения экспериментальных физических задач позволит повысить мотивацию учащихся и реализовать деятельностный подход к изучению предмета. Это первая задача.
Вторая задача больше связана с внеурочной деятельностью учащихся в таких структурах, как технопарк, физическая гостиная, кванториум, где открывается больший простор для экспериментальной деятельности и применения современных технологий и которые являются своего рода полигоном для построения и отработки новой дидактики физики. Наш институт имеет опыт организации такой деятельности учащихся. В течение нескольких последних лет у нас работает «Физическая гостиная», в рамках которой учащиеся, самостоятельно выполняя исследовательский эксперимент, приобретают опыт решения экспериментальных физических задач.
Для того чтобы организовать экспериментальную деятельность учащихся, необходимо разработать новое оборудование, которое связано с последними достижениями науки. Мы планируем составить списки такого оборудования, которое должно быть запущено в производство.
Решение первой и второй задач предполагает создание в школе специальной образовательной среды, в которой будет происходить продуктивное взаимодействие учащихся и педагогов, что, по нашей гипотезе, приведет к новым образовательным результатам. Это означает, что у школьников не только сформируется научная картина мира, но и необходимые «мягкие навыки»: умение самостоятельно получать знания, пользоваться информацией, работать в команде.
– Вы выделили производство лабораторного оборудования как одну из основных задач. Но ведь ее реализация потребует больших временных и финансовых затрат. Могут ли специальные компьютерные программы заменить живые опыты?
– Нет. Конечно, компьютерные программы – это хорошо, но это не вместо, а вместе. Безусловно, живой эксперимент, возможность потрогать руками, поработать с приборами – это очень важно и незаменимо.
– Обновление школьного курса физики неизбежно приведет и к внесению существенных корректировок в подготовку учителей. На чем планируется сделать акценты?
– Мы пока находимся только на стадии обсуждения этих планов.
Но ясно, что и в университете должна быть создана образовательная среда, в которой будет осуществляться подготовка будущих учителей к реализации обновленных программ по физике. Предполагается, используя имеющийся положительный опыт подготовки учителя физики, шире внедрять в педагогическое образование инновационные программы, которые уже прошли апробацию в Институте физики, технологии и информационных систем. Особо хотелось бы выделить программу бакалавриата «Фундаментальная физика на английском языке». Студенты, обучающиеся по этой программе, могут в дальнейшем продолжать обучение в магистратуре по фундаментальной физике или в магистратуре по направлению «педагогическое образование». Достоинство такой системы состоит в том, что педагогическое образование надстраивается на фундаментальное физическое образование, то есть речь идет об усилении фундаментальной подготовки и ориентации на формирование экспериментальной деятельности учащихся.
В настоящее время обсуждается возможность проецирования этой системы на подготовку учителя физики в условиях специалитета. В перспективе, если мы перейдем на эту систему, первые три года следует посвятить углубленному изучению профильных предметов, а два следующих – методике обучения, психолого-педагогическим дисциплинам и практике в школе.
При этом после первых трех лет обучения наши студенты могут выбрать будущую специализацию, связанную либо с научными исследованиями (у нас очень сильные лаборатории), либо с преподаванием физики. Как показывает опыт, ко второй категории относится большинство студентов.
– А что сегодня мешает так сделать? Ведь и бакалавриат в МПГУ рассчитан на пятилетний срок, и чем он тогда отличается от специалитета?
– Сегодня проблема заключается в том, что учебный план педагогического вуза включает очень большую общекультурную часть, безусловно, важную для расширения кругозора будущего учителя. Но, к сожалению, из-за этого сильно сократилось количество часов на физику, математику, на методику обучения.
При этом мы работаем в жестких рамках определённого числа зачётных единиц, которые являются неотъемлемой частью двухуровневой системы. И я вам могу сказать, что нам стоило большого труда сохранить теоретическую физику в ядре программы педагогического образования, потому что во многих вузах преподаватели считают, что теоретическая физика должна изучаться за счёт вариативного компонента, который включён в учебный план. Однако в этом случае есть риск, что не все студенты выберут этот важнейший предмет, необходимый для качественной подготовки будущего учителя физики.
– То есть вы считаете переход на специалитет положительным шагом?
– Для педагогов – безусловно. Есть специальности, для которых целесообразно оставлять двухуровневую подготовку. Например, будущие юристы в рамках бакалавриата получают общую подготовку, а в магистратуре – специализированную (уголовное, административное право и так далее).
У нас другая ситуация – мы готовим учителя физики, который должен владеть определенными компетенциями: физикой как предметом и методикой обучения этому предмету.
У нас нет задачи готовить узких специалистов, и запрос на обучение в магистратуре невелик. Кроме того, получить те или иные дополнительные профессиональные компетенции можно на курсах переподготовки и повышения квалификации. Это позволит перенаправить средства, сэкономленные на магистратуре, на повышение качества подготовки в специалитете.
Кроме того, следует учитывать тот факт, что у педагогов-магистров нет никаких бонусов по сравнению с бакалаврами, которых директора школ так же охотно принимают на работу, причем и те и другие получают одинаковую зарплату за один и тот же функционал.
В заключение хочу подчеркнуть: мы и в школе, и в вузе зажаты определённым числом часов и определённой программой, которая в основном ориентирована на получение знаний, а не умений. Нам необходимо переходить на деятельностный подход, на формирование умений, что требует больше времени, и на принципиально другие образовательные технологии.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.