Еще пять лет назад Дина Кабулова не могла себе представить, что переедет из шумной Москвы в маленький городок Калужской области и будет вести уроки в цыганском классе. А потом с помощью благотворительного фонда создаст специальную программу подготовки педагогов, обучающих цыганских детей. Впрочем, если вдуматься, все предшествующие события неуклонно вели ее к этой цели.
От случайной встречи – до «школы выходного дня»
Еще в 10-м классе, пока ее сверстники тусовались в компаниях и сидели в соцсетях, Дина вместе с другими волонтерами готовила еду и раздавала ее бездомным людям на вокзалах.
Тогда же она познакомилась с цыганской семьей – мамой Соней и ее детьми, которые попрошайничали на Киевском вокзале. В разговоре выяснилось, что мальчик по имени Король научился читать по рекламным объявлениям и теперь хочет научить читать своих братьев и сестер.
Когда Дина приехала в гости к этой семье в далекий поселок Калужской области, ее удивила бедность: маленький фанерный домик, в котором скученно живут взрослые и дети, за водой надо ходить к колодцу, вместо центрального отопления – дрова и печь.
«Мальчики пошли на улицу делать костёр, а я осталась с девочками в доме, – рассказывает Дина. – Мы смотрели книжки, которые я привезла, читали, пробовали что-то писать. Я стала их расспрашивать, сколько им лет, ходят ли они в школу, и оказалось, что большинство детей не ходят в школу вообще, никогда в ней не были, не записаны. Как выяснилось, причина – проблема с документами. И тогда на обратном пути домой я дала себе слово, что буду заниматься с этими детьми».
Осуществить эту идею (назовем ее условно «школа выходного дня») оказалось не так просто: дорога от Дининого дома до цыганского поселка занимала не менее 5 часов – сначала на электричке, потом на маршрутке, да и условия в тесном жилище, населенном и взрослыми, и детьми, не располагали к урокам. Однако в процессе занятий она очень скоро поняла, что научить детей читать и писать недостаточно – надо показать им новые места, расширить их кругозор.
«Мы ходили в музей Дарвина, ездили на площадку в Парк Горького, посетили зоопарк, океанариум. И для меня это было не менее важно, чем научить читать, потому что дети, которые сидят в таборе и работают на вокзале, не видят ничего, кроме этого. Это очень плохо», – говорит Дина.
Позже Дина помогла записать своих воспитанников в школу, где их поначалу приняли совсем не с распростертыми объятиями.
«Многим школам, у которых есть цыганские дети, тяжело, – размышляет Дина. – Это низкие показатели, это всё время общение с разными службами опеки и так далее. И для многих школ это как бремя, от которого хочется избавиться. На самом деле лучше не просто не пускать детей в школу, а научиться с ними работать, чтобы всем было хорошо – и детям, и учителям, и администрации».
Повороты судьбы и трудности адаптации
Летом 2020 года Дине позвонили из школы в Калужской области с предложением обучать цыганский класс. Она согласилась не сразу, потому что принять такое решение было совсем не просто: в то время она жила в Москве, работала в детском саду, и ее все устраивало. Но оставаться равнодушной к судьбе цыганских детей она уже не могла, потому что имела опыт общения с ними. Поэтому она поменяла и место работы, и место жительства, и не жалеет об этом.
Свой первый урок в цыганском классе она не забудет никогда.
Вот как она об этом рассказывает: «Было тяжело всё, начиная с того, что половина детей всё время ходили во время урока, часть мальчиков убегали. Они не могли просто усидеть на месте вообще. Они гиперактивные, очень шумные, часто не могут сосредоточиться. И получается, что они приходят в школу, а им там надо сидеть, положив руки перед собой, и поднимать руку, чтобы тебя спросили. Им это очень трудно дается. Первые два месяца у меня просто ушло на то, чтобы они научились сидеть на одном месте, не вставать, не убегать, не пытаться открыть окно, потому что им жарко».
Тогда Дина придумала активные перемены с играми, к которым потом присоединялись ребята из других классов.
Проблема не в этнических особенностях, а в социальных
Иногда отношение к цыганским детям было настороженное и недоверчивое. Родители не разрешали своим детям общаться с ними, даже сидеть рядом в столовой.
Периодически каждый случай пропажи вещей в школе связывали с цыганскими детьми, хотя часто выяснялось, что они здесь ни при чем.
В целом педагоги, с которыми Дине приходилось общаться, говорили о том, что конфликты на национальной почве в их классах не возникали.
Но, к сожалению, в нашем обществе растет нетерпимость к «другим», будь то люди иной веры, национальности или убеждений. И здесь, как мне представляется, необходима целенаправленная работа школы по организации уроков толерантности.
В отношении цыган сложились стереотипы: бездельничают, попрошайничают, воруют, торгуют наркотиками. И мало кто знает о том, что в цыганских сообществах, в которых соблюдаются традиции, потребление и тем более торговля наркотиками осуждается и подвергается суровому наказанию, и таких людей изгоняют из табора.
Чтобы избавиться от стереотипов, очень полезно посмотреть курс лекций научного сотрудника РАН Кирилла Кожанова «Правда и вымыслы о цыганах».
Нельзя забывать и о том, что все цыгане разные: есть такие, которые полностью интегрированы в социум – они получают высшее образование, профессию, работают, живут в цивилизованных домах и квартирах.
Некоторые таборные цыгане попрошайничают на вокзалах и ютятся большими семьями в фанерных домиках.
Дина убеждена: проблемы обучения детей-цыган кроются не в их этнических особенностях (такая особенность только одна – билингвизм и русский язык как неродной), а в социальных.
Могут ли дети из такой среды выбиться в люди, подняться по социальной лестнице, хотя бы на несколько ступенек выше?
«Родители цыганских детей заинтересованы в образовании своих детей, потому что по своему опыту знают, что такое не уметь читать, писать, считать. Но быть заинтересованным и что-то делать для этого – это не одно и то же. Не все предпринимают усилия для этого, поэтому им необходима помощь учителя», – говорит Дина.
По ее мнению, главное для цыганских детей – преодолеть этап начальной школы.
«Если ребенок овладел самыми элементарными навыками письма и чтения, то это уже фундамент, на котором можно будет построить любой дом в зависимости от ресурсов и жизненной ситуации семьи, в которой ребенок растет», – убеждена Дина.
От сегрегации – к интеграции
Самый трудный период – в первом классе, когда дети, по словам Дины, испытывают «культурный шок». Ведь большинство цыганских детей не посещают дошкольные учреждения и не обладают элементарными навыками, столь необходимыми для обучения. Многие из них путают правое и левое, не умеют считать до 10, не имеют представления о том, что Земля круглая, да зачастую и книжки в руках не держали.
Поэтому на самом первом ее уроке ребята не знали даже, с какой стороны открывается учебник.
И все приходилось начинать с нуля: придумывать новые методики и составлять свою программу, поскольку традиционные разработки не вписывались в реалии ее цыганского класса. Во многом ей помог опыт педагогов из школы № 9 города Пензы, где уже давно работают с цыганскими детьми.
Тема цыганского класса меня заинтересовала особенно, потому что сразу же возник вопрос: собрать детей одной национальности в отдельном классе – это ведь не что иное, как сегрегация? Подобный подход противоречит современному тренду на инклюзию – включение детей с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями развития в общий коллектив сверстников.
По словам Дины, организация цыганских классов – скорее исключение, чем правило, тем более что многие учителя рассматривают поликультурный класс как ресурс развития детского коллектива.
Опыт показывает, что цыганские дети хорошо проявляют себя в творчестве – поют, танцуют, участвуют в конкурсах художественной самодеятельности, в региональном Фестивале культур, который традиционно проводится в Калужской области.
Отдельный класс, как считает Дина, целесообразно делать лишь на стадии подготовки к школе, чтобы нивелировать отставание ребят из цыганских семей от своих сверстников. Но и в период обучения в смешанном классе их нельзя оставлять без внимания, предусмотрев для них в расписании дополнительные занятия после основных уроков.
Объединиться, чтобы стать сильнее
Поскольку в школах Калужской области обучается немало цыганских детей, Дина поняла, что учителям, работающим в таких классах, необходима методическая поддержка: ведь цыганские дети нуждаются не только в специальном подходе, но и в дополнительных занятиях.
Тогда она стала искать фонды, которые могли бы собрать средства для решения этой задачи: сначала она сотрудничала с фондом «Новый учитель», теперь с фондом «Предание», который финансирует программу по адаптации цыганских детей в школе «Амарэ» (в переводе с цыганского это слово означает «наши»). В рамках программы организованы курсы повышения квалификации учителей, которые включают не только методику обучения русскому языку как иностранному, но и курс лекций по истории и культуре цыган.
Благодаря средствам фонда учителя получают надбавку в размере 5000 рублей в месяц за дополнительные уроки с цыганскими детьми по русскому языку и окружающему миру. Сумма небольшая, но она хотя бы в какой-то мере компенсирует временные и трудовые затраты педагогов. Пока в программе принимают участие 13 учителей из пяти школ Калужской области, которые обучают 130 цыганских детей. В наступающем учебном году охват программы планируется расширить, включив в него больше учителей и детей, а сверхзадача – создать сообщество профессионалов для обмена опытом обучения цыганских детей, чтобы, по словам Дины, «учителям не приходилось изобретать велосипед».
«Мы хотим, чтобы дети из цыганских семей стали полноценными участниками школьной жизни. Нам важно сделать школьное пространство более открытым для людей с разными обычаями и традициями. Мы хотим, чтобы уровень грамотности среди цыган повысился и чтобы у следующего поколения детей уже не было трудностей в адаптации к школе. И, конечно, нам важно поддержать учителей, которые решают все эти задачи», – говорит Дина.
Те, кто желает поддержать педагогов, обучающих цыганских детей, могут направить свои пожертвования по этому адресу.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.