Чаще всего учащиеся поступают на те специальности, которые для них выбирают родители, так же как до этого они выбирают «склад ума» своего ребенка (математический или гуманитарный), не дав сделать выбор своим детям самостоятельно. После выбора «склада ума» ребята отворачиваются от «ненужных» им предметов, и оценки по данным дисциплинам снижаются, подтверждая «правильность» выбора родителей. Весь этот процесс, как правило, происходит во время обучения в 5–8-х классах, ведь в 1–4-м большинство учащихся успешны, а в старших классах они уже примерно понимают области, в которых продолжат свое обучение.
Различные дополнительные курсы являются возможностью попробовать себя в различных дисциплинах: не просто посмотреть на задание и отказаться решать, потому что сложно, а попробовать научиться новому. Так и наш курс олимпиадной математики на этапе 5–8-х классов можно рассматривать как возможность попробовать свои силы и понять, интересна ли математика как наука, в которую ученик хотел бы углубиться, или достаточно базового уровня знаний для поступления в те вузы, которые будут интересны. Однако в итоге всем выпускникам школы придется сдавать экзамен по математике, базовый или профильный, и они окажутся в стрессовой ситуации, как и любой человек, впервые сдающий важный экзамен.
На мой взгляд, основная польза для большинства ребят может быть не в подготовке к решению действительно сложных задач, а в участии в олимпиадах различного уровня, на которых они могут получить необходимый опыт нахождения в стрессовой ситуации. Ученики, которые часто принимают участие в олимпиадах, редко паникуют во время таких экзаменов, как ОГЭ/ЕГЭ, так как уже имеют опыт написания работ даже более высокого уровня сложности, а паника может сильно навредить. Много раз сталкивался с ситуациями, когда хорошо подготовленный выпускник начинал паниковать на экзамене, «перепрыгивал» с одного задания на другое и в итоге не заканчивал ни одно из них.
Вторым полезным моментом может быть тренировка решения сложных задач. Как правило, на олимпиадах предлагаются задания более высокого уровня, чем на государственных экзаменах, и, решая подобные задания, ученики нарабатывают новые алгоритмы, которые ранее были неизвестны, по причине того что для более простых заданий они не требовались, но иногда могут упростить уже известный алгоритм.
Конечно, можно подумать, что многие дети приходят на олимпиаду и уходят, даже ничего не попробовав сделать, но на самом деле мало кто хочет казаться самым глупым, и потому, даже не зная, как решать то или иное задание, они всегда пробуют придумать какой-нибудь алгоритм, что очень ценно.
На самих занятиях мы можем увидеть, как ребята относятся к решению сложных задач, кто из них пытается найти собственный алгоритм, кто сдается быстро, не найдя подходящего алгоритма в своей памяти, а кто сразу сдается, даже не пробуя решить, и просто ждет, когда покажут, как делается задание. Конечно, в итоге все задания разбираются, но важно увидеть, как школьники реагируют на сложные задачи, и узнать, какие способы решения они могут предложить.
Не стоит забывать о преимуществах, которые дают призовые места на олимпиадах при поступлении в вузы. Конечно, не все олимпиады имеют достаточно высокий уровень и не принимаются в некоторых университетах. Такие олимпиады стоит рассматривать как возможность попробовать свои силы, получить необходимый опыт. Призовые места на олимпиадах более высокого уровня в зависимости от вузов могут добавлять некоторое количество баллов при поступлении, приравниваться к 100 баллам по предмету или дать право на поступление вне конкурса. Конечно, это больше относится к учащимся 10–11-х классов, но стать призером олимпиады без практики и необходимых навыков решения сложных задач довольно сложно.
На самих уроках мы можем больше узнать о ребенке, посмотрев, как он занимается.
Во-первых, каков уровень мотивации, привели родители или захотел прийти сам. А если привели родители, то будет активно заниматься или просто посидит вместе со всеми. Поскольку за данные занятия оценка не ставится, заинтересованность со стороны ученика возможна только по его собственному желанию.
Во-вторых, готов ли работать в команде или предпочтет решать всё сам. Иногда мы проводим уроки в виде соревнования «команда на команду», и некоторые ребята предпочитают работать без помощи коллег.
В-третьих, какой уровень заданий ребёнок готов осваивать/решать на данный момент. В начале учебного года я использовал довольно сложные занятия, не определив уровень готовности учащихся. После пары таких уроков они попросили задачи попроще, после чего смогли включиться в процесс более активно, а сложные задания мы смогли разобрать чуть позже. Этот момент помог определить наличие пробелов в базовых знаниях у некоторых ребят.
В-четвертых, можно посмотреть, как ребята адаптируются к таким мероприятиям, как олимпиады, что в дальнейшем даст нам представление об их поведении на экзаменах. К сожалению, в этом году не так много ребят попробовали свои силы на городской олимпиаде по математике, но в дальнейшем мы планируем убедить большее количество учеников принять участие в данном мероприятии.
Виктор Константинов,
учитель математики школы «Унисон», г. Санкт-Петербург
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.