Образовательная политика // Тема дня

Чего ожидать школам от бессрочной аккредитации?


Чего ожидать школам от бессрочной аккредитации?
Иллюстрация: dribbble.com

С 1 марта этого года вступили в силу новые правила аккредитации образовательных организаций. Представители Рособрнадзора утверждают, что изменения сделают эту процедуру более прозрачной и менее бюрократической. Так ли это на самом деле, рассказывает редактор журнала «Практика административной работы в школе», почетный работник общего образования РФ Алексей Ломов.

1 марта 2022 года вступили в действие изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273), согласно которым, свидетельство о государственной аккредитации (далее – cвидетельство) действуют бессрочно, за исключением свидетельств, выданных иностранным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ч.12 ст. 92 ФЗ № 273).

Переоформлять cвидетельства, имеющиеся в организациях, школам будет необходимо в следующих случаях (п. 74 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее – Положение об аккредитации), утвержденного постановлением правительства России от 14 января 2022 г. № 3):.

а) проведение государственной аккредитации в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых школой или ее филиалом;
б) реорганизация школы (в форме преобразования, присоединения, слияния), изменение указанного в Свидетельстве места нахождения или наименования школы, или ее филиала;
в) внесение изменений в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением реализации отдельных образовательных программ, реализуемых школой или ее филиалом;
г) лишение государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования.

Изменения законодательства об образовании не входят в число оснований, требующих переоформления свидетельств, поэтому имеющиеся документы переоформлять не потребуется!

Контрольные (надзорные) мероприятия

Школа может быть лишена государственной аккредитации в случае выявления в результате государственного контроля (надзора) нарушений аккредитационных показателей, утвержденных приказом Минпросвещения России от 29 ноября 2021 года № 868.

Контрольные (надзорные) мероприятия (за исключением мероприятий без взаимодействия) могут проводиться на плановой и внеплановой основе (ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248)).

При осуществлении государственного контроля (надзора) контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий (п. 26 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования (далее – Положение о контроле), утвержденного постановлением правительства России от 25 июня 2021 г. № 997):

а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

Документарные проверки бывают плановыми (п. 65 Положения о контроле) и внеплановыми (п. 66 Положения о контроле).

Выездные проверки также бывают плановыми (п. 64 Положения о контроле) и внеплановыми (п. 66 Положения о контроле).

Плановые проверки деятельности по реализации одной или нескольких основных общеобразовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, не проводятся в отношении школ, отнесенных к категории низкого риска (п. 1 Приложения № 1 к Положению о контроле).

Плановые проверки деятельности по реализации одной или нескольких основных общеобразовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, проводятся:

  • один раз в 4 года в отношении школ, отнесенных к категории среднего риска (п. 2 и п. 3 Приложения № 1 к Положению о контроле);
  • один раз в 3 года в отношении школ, отнесенных к категории высокого риска (п. 4 Приложения № 1 к Положению о контроле).

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (за исключением мероприятий без взаимодействия) проводятся по следующим основаниям (ч. 1 ст. 66 ФЗ № 248):

  • наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
  • поручение президента Российской Федерации, поручение правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 ФЗ № 248.

Аккредитационный мониторинг

Основанием для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) является также выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушений требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга (п. 2 ч. 5 ст. 93 ФЗ № 273), который представляет собой систематическое (читай, постоянное) стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов (ч. 3 ст. 97 ФЗ № 273).

В процессе осуществления аккредитационного мониторинга выявляется соответствие деятельности школы аккредитационным показателям (ч. 1 ст. 93.1 ФЗ № 273).

И если выполнение аккредитационных показателей по образовательным программам начального общего образования проблем для школ не представляет, то выполнение аккредитационных показателей по образовательным программам основного (среднего) общего образования может представлять проблему для малокомплектных школ.

Чтобы деятельность школы по реализации программы основного (среднего) общего образования была признана соответствующей аккредитационным показателям, необходимо набрать не менее 40 баллов.

30 баллов набрать несложно, для этого достаточно лишь обеспечить:
  • соответствие структуры и содержания образовательных программ основного (среднего) общего образования требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами основного (среднего) общего образования, и это принесет 10 баллов;
  • соответствие планируемых результатов освоения образовательных программ основного (среднего) общего образования требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами основного (среднего) общего образования – это еще плюс 10 баллов;
  • участие обучающихся, осваивающих образовательные программы основного (среднего) общего образования в оценочных мероприятиях, проведенных в рамках мониторинга системы образования – еще 10 баллов.

А вот набрать оставшиеся 10 баллов может оказаться непросто.

5 баллов можно получить при наличии в школе цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Для школ, расположенных в удаленных труднодоступных местностях, это может быть проблематичным.

5 баллов можно набрать при условии, что доля выпускников, получивших допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного (среднего) общего образования, будет составлять от 80 до 89% от общего количества выпускников (доля в размере не менее 90% принесет 10 баллов). Если в малокомплектной школе допуск к ГИА не получит хотя бы один обучающийся, то при общем количестве выпускников менее четырех он один понизит эту долю даже ниже 80%.

5 баллов можно получить при условии, что доля выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным учебным предметам при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного (среднего) общего образования, будет составлять от 5 до 9% от общего количества выпускников (доля в размере менее 5% позволит получить 10 баллов). Но в малокомплектной школе даже один такой обучающийся может поднять эту долю выше 9% (например, в школе, где количество выпускников на уровне основного (среднего) общего образования не превышает 10 человек).

Школе при этих условиях проще всего повлиять на долю обучающихся, допущенных к государственной итоговой аттестации, поэтому надо стремиться к тому, чтобы до начала ее проведения суммарное количество баллов, набранное по аккредитационным показателям, было не менее 40 как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.

Если же все-таки в рамках аккредитационного мониторинга в школе будут выявлены нарушения требования аккредитационных показателей (количество набранных баллов окажется менее 40), это будет являться основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Однако при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования аккредитационные показатели несколько иные, их требования существенно мягче и их выполнение на всех уровнях общего образования не должно представлять для школ каких-либо проблем.

Чтобы деятельность школы по реализации программы каждого из уровней общего образования была признана соответствующей аккредитационным показателям, необходимо набрать не менее 30 баллов.

Для этого достаточно обеспечить:
  • соответствие структуры и содержания образовательных программ каждого из уровней общего образования требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами основного (среднего) общего образования, и это принесет 10 баллов;
  • соответствие планируемых результатов освоения образовательных программ каждого из уровней общего образования требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами основного (среднего) общего образования – это еще плюс 10 баллов;
  • прохождение не менее чем 90% педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ каждого из уровней общего образования, повышения квалификации по профилю преподаваемого предмета за последние 3 года – еще 10 баллов.

Насколько реальна потеря аккредитации?

Если же все-таки при государственном контроле (надзоре) в сфере образования будут выявлены нарушения требований к выполнению аккредитационных показателей, школе выдается предписание об устранении выявленного нарушения со сроком его исполнения, не превышающим шести месяцев (ч. 1 ст. 93.1 ФЗ № 273).

При неисполнении этого предписания орган по контролю (надзору) в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении и запрещает прием в школу полностью или частично сроком на один год (ч. 2 ст. 93.1. ФЗ № 273).

В случае вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за неисполнение вышеуказанного предписания орган по контролю (надзору) в сфере образования:

  • вновь выдает школе предписание об устранении ранее не устраненного нарушения со сроком исполнения не более трех месяцев (ч. 3 ст. 93.1 ФЗ № 273);
  • лишает школу государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования (ч. 4 ст. 93.1 ФЗ № 273).

В случае неисполнения школой вновь выданного предписания орган по контролю (надзору) в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой школы полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии (ч. 5 ст. 93.1 ФЗ № 273).

Понятно, что в этом случае школа будет вынуждена не только переоформлять свидетельство (пп. «г» п.74 Положение об аккредитации), но и проходить лицензирование.

Однако проведенный анализ свидетельствует о том, что лишение школы аккредитации в связи с невыполнением требований аккредитационных показателей практически невероятно, следовательно и переоформление свидетельства в этой связи тоже маловероятно.

Переоформление может потребоваться лишь в случаях организационных изменений в школе (пп. «а»-«в» п. 74 Положения об аккредитации).

А это, в свою очередь, означает, что имеющиеся у школ свидетельства фактически становятся бессрочными.


Youtube

Комментарии экспертов

Новости





























































Поделиться

Youtube