С 1 марта начали действовать новые правила аккредитации образовательных организаций. Действительно ли они, как считает Рособрнадзор, упростят эту процедуру, сделают ее менее бюрократической? Все ли показатели оптимальны или какие-то из них требуют корректировки? На эти вопросы отвечает ректор МПГУ, академик РАО Алексей Лубков.
– Вступление в силу с 1 марта текущего года изменений в статье 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нового Положения об аккредитации образовательной деятельности и приказа Минобрнауки России № 1094 от 25 ноября 2021 года – это, вне сомнения, важное событие в жизни вузовского сообщества страны.
На протяжении последних лет было очевидно, что существовавшая модель аккредитационной экспертизы нуждается в изменениях, более тесном сопряжении с меняющимися реалиями, в том числе с нарастающими темпами цифровой трансформации сферы высшего образования.
Не вызывает сомнений общая направленность принятых изменений на обеспечение объективной и всесторонней оценки качества образования.
Новые аккредитационные показатели и бессрочная государственная аккредитация – это проявление бОльшего доверия со стороны государства к вузам.
Мониторинг аккредитационных показателей позволит образовательным организациям высшего образования определить точки собственного роста, а также выявить и оперативно ликвидировать проблемные места в своей деятельности. Значительная часть показателей (по ЕГЭ, наличие электронной информационно-образовательной среды, качественному составу научно-педагогических работников и так далее) достаточно прозрачны и легко измеряемы. Они будут выгружаться из ФИС ГИА и Приема, ФРДО, других каналов системы межведомственного электронного взаимодействия, включая и официальный сайт образовательной организации. Все это призвано сократить бюрократическую нагрузку на вузы.
Можно только приветствовать, что Рособрнадзор проявил понимание и внимательно прислушался к мнению вузовского сообщества при формировании количества и содержательного наполнения аккредитационных показателей.
Как позитивный момент следует оценить и тот факт, что предусмотрен этап практической апробации предложенной модели, что позволит выстроить более совершенную систему оценки и государственного регулирования качества образования, скорректировать при необходимости показатели и их измерители.