Экспертное мнение // Комментарий эксперта

Александр Адамский: «В форс-мажорных обстоятельствах система образования показывает слабую управляемость. Причина – разбалансировка системы»

Научный руководитель ИПОП «Эврика» – о финансировании сельских школ.

Александр Адамский: «В форс-мажорных обстоятельствах система образования показывает слабую управляемость. Причина – разбалансировка системы»
Иллюстрация: sauap.org

– Когда мы говорим о финансировании сельской школы, надо понимать, что это в основном деньги не муниципалитета и даже не самой республики. Это деньги, которые присланы региону в качестве трансферта из федерального бюджета, распоряжается ими регион, формальным учредителем школы является муниципалитет, у которого нет ни денег, ни необходимых полномочий. Три уровня власти, слабо связанные между собой, и в результате «у семи нянек дитя без глаза», тем более что у школы формально есть право на финансово-хозяйственную самостоятельность. И в этом смысле, когда происходят такие пиковые ситуации, управление системой образования показывает свою неэффективность, недееспособность, разбалансированность и слабоуправляемость. В результате вопрос не решается, согласования неоправданно затягиваются, ситуацию часто невозможно сдвинуть с мертвой точки.

Необходимо было с самого первого момента этой трагедии на региональном уровне принять оперативное решение по обеспечению образовательного процесса – по выполнению 43-й статьи Конституции, гарантирующей каждому гражданину качественное общее образование.

И выделить средства не просто на выполнение ФГОСа в рамках норматива, а на эту форс-мажорную ситуацию, закупить необходимое оборудование для обеспечения онлайн-процесса семьям, организовать дистанционное образование сетевыми способами, принять соответствующие нормативно-правовые акты. В Законе «Об образовании в РФ» существует 15-я статья, которая позволяет обеспечить сетевую форму реализации основной образовательной программы. У нас есть возможности и опыт, действуют федеральные инновационные площадки, которые могут обеспечить детям в удалённых районах качественное образование из Москвы, Новосибирска, Красноярска, любого другого центра, где есть квалифицированные учителя, где по сети можно вести уроки. Для этого надо перестроить учебный процесс, но без команды сверху ничего не происходит, возможно, из-за боязни. А есть нормативно-правовые вопросы, без решения которых даже при наличии техники и сетей сетевое образование не заработает. Как оплачивать работу сетевых учителей? Как меняется функционал учителей в этом селе? Кто проводит промежуточную аттестацию учащихся? Кто в итоге реализует основную образовательную программу?

Много деталей, без решения которых онлайн превращается в механическую копию офлайнового обучения и ничего кроме перегрузки детей и учителей, раздражения родителей не вызывает. Зато по отчётам всё нормально, нацпроект у нас выполняется.

На самом деле эта ситуация показывает, что внизу происходят совершенно другие вещи, чем те, о которых докладывают наверх. И, если завтра в другом месте произойдёт такая трагедия или вирус начнёт атаковать ещё сильнее, мы увидим, что за два года пандемии фактически у нас управленческая перенастройка на такого рода ситуацию в регионах не произошла.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube