Экспертное мнение // Колонка

Олег Смолин: «Гораздо эффективнее указать родителям и самому ребенку на конкретное нарушение поведения, чем просто выставлять за это оценки»


В Министерство просвещения РФ поступило предложение вернуть отметки за поведение в школе. Инициативу одобряют и 57% родителей школьников, в основном, отцы (67% против 43% среди матерей). При этом каждая третья мать ученика сомневается в целесообразности этих мер. Россияне старше 35 за возвращение отметок выступали чаще тех, кто моложе (56–57%). Среди опрошенных до 34 лет практически поровну сторонников и противников инициативы, а также затруднившихся с ее оценкой.

Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин делится своим мнением по этому вопросу.

– Начнем с того, что, хотя в мое время выставлялись оценки за поведение, я в данном случае больше согласен с женщинами и с молодыми людьми. Объясню, почему.

Во-первых, когда я учился в школе, любая оценка за поведение ниже отличной рассматривалась как чрезвычайная ситуация. Парень или девочка, которые имели такую отметку, из-за этого порой даже лишались возможности поступить в вуз.

Во-вторых, у нас нет четких критериев оценки за поведение – они более размыты по сравнению с оценками за учебную деятельность.

Я могу привести пример из своей жизни, когда на школьной линейке директор школы заявил, что марксисты создали Первый интернационал в 1848 году. Я поправил: в 1864 году и был прав. Тем не менее моего отца пригласили к директору школы, где объяснили, что я подрываю авторитет директора.

Но, кстати, к чести директора оценку за поведение мне никто снижать не стал. Я просто хочу подчеркнуть, что один и тот же поступок, в зависимости от критериев, может иметь разные оценки со стороны педагога.

Напомню и другую историю – из фильма «Доживем до понедельника», в котором есть сцена, где ученик сжег сочинения своих одноклассников в учительской. Конечно, это чрезвычайная ситуация. Он мог пострадать очень сильно, если бы не талантливый учитель Илья Мельников, защитивший парня.

В-третьих, в конце советского периода оценка за поведение была заменена оценкой за прилежание, то есть за старательность. В этом случае критерии более прозрачные, но и эта оценка в конце концов была отменена. Хотя старательность, повторяю, может быть оценена.

Четвертый аргумент – последний и главный. Мне кажется, что гораздо эффективнее указать родителям и самому ребенку на конкретное нарушение поведения, чем просто выставлять за это оценки.

Если ребенок валяет дурака на уроке – сделать соответствующую запись в дневнике. Если он, скажем, хамит учителю, так и написать: «Хамит учителю». Если он дерется с одноклассниками – зафиксировать и это. Родителям будет понятно, в каком направлении нужно работать с ребенком, чем просто увидеть в дневнике «четверку», «тройку» или, не дай Бог, «двойку» за поведение.

Я понимаю, что современный учитель недостаточно защищен от современных, иногда слишком раскованных детей. Но, мне кажется, гораздо важнее дать учителю право удалить из класса того, кто мешает вести урок или пытается хамить. Отвести его к директору или на педагогический совет в конце концов, если речь идет о попытке совершения насилия над одноклассниками или учителем. В самом крайнем случае – отправить в учебное заведение закрытого типа. Но просто снижать оценку за поведение, не объясняя почему и за что, мне представляется неэффективным. Здесь нет внятных критериев.

Резюмируя все вышесказанное, делаю вывод: я бы не согласился со сторонниками возвращения оценок за поведение, хотя депутату парламента принято ориентироваться на мнение большинства.


Youtube

Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться

Youtube