Весной прошлого года от нашего региона подали заявки на конкурс 327 кандидатов, из них прошли в финал 127 человек, которые сейчас работают в должности советников по воспитательной работе. В проекте у нас принимают участие 80% школ семнадцати муниципалитетов Калининградской области.
Большинство советников совмещают свои новые обязанности с работой учителя, реже – педагога-организатора, педагога-психолога и социального педагога, специалиста дополнительного образования. Возрастная палитра также широко представлена: 13% советников моложе 25 лет, 34% – до 35 лет, около трети – до 45, 22% – до 55 лет и старше. Соответственно больше половины специалистов имеют стаж педагогической работы до 5 лет, 10% – до 10 лет, 35% – более 15 лет.
Существует стереотип, что советники по воспитательной работе – это или очередные управленцы, назначенные сверху, или лишние люди, дублирующие функционал педагогов-организаторов, классных руководителей и других специалистов по воспитательной работе. На самом деле это своеобразные наставники детей, которые всегда готовы помочь, подставить плечо в трудную минуту. В то же время они выполняют роль связующего звена между родителями и педагогическим коллективом. Советники изучают запросы семей и транслируют эту повестку администрации школы.
В принципе у нас не было новых людей, которые пришли в школу извне. Это просто педагоги, ранее работавшие в своей организации, которых все прекрасно знали, и какого-то раздора они не внесли ни в одну образовательную организацию нашего региона.
Наоборот, классные руководители у нас очень тесно сотрудничают с советниками, и это сотрудничество оказывается полезным для обеих сторон. Например, советники выступают с инициативой, классные руководители помогают ее реализовать.
Кроме повседневной школьной работы, советники решают задачи в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». У нас есть федеральный план мероприятий, который утверждён Министерством просвещения Российской Федерации. Практически по каждому мероприятию есть концепция, план, конкретные предложения детей по каждому событию, которые советники собирают и в живом общении, и в социальных сетях. Например, 6 января этого года мы отметили 150 лет со дня рождения великого русского композитора Скрябина.
Я не думаю, что когда-то в школах, кроме как на уроках музыки, рассказывали об этом композиторе и говорили о его вкладе в развитие культуры, музыки, о его значении для России и мира. В этом случае мало рассказать детям о творчестве Скрябина – чтобы их заинтересовать, советники организовали игры, конкурсы на эту тему. Школьникам было интересно узнать, что Скрябин открыл светомузыку.
С каждым событием обучающие узнают новые интересные факты. Как вы думаете, это патриотизм – знать своих писателей, поэтов, композиторов?
Мне кажется, у нас часто патриотическое воспитание ассоциируется со смотрами строя и песни, но это совершенно неправильно. Конечно, мы должны знать о важных, значимых исторических событиях, которые пережила наша страна. Но, кроме этого, есть много дат и событий, о которых школьникам необходимо знать для их общего развития.
Советник директора по воспитательной работе – это новая должность, которая до недавних пор не была внесена в номенклатуру педагогических должностей. Поэтому еще на стадии принятия решения об участии в проекте мы решили обеспечить для них социальные гарантии, сохранив за ними ставки школьных педагогов.
Такое совмещение обязанностей, на мой взгляд, идет только на пользу. Приведу пример. Большинство наших советников – учителя-предметники. 8 февраля мы отмечали День российской науки. И вот здесь, я считаю, наши советники блестяще проявили себя в двух ипостасях – и как специалисты, осуществляющие воспитательную деятельность и формирующих воспитательное пространство на уровне детского коллектива в общеобразовательных организациях, и как специалисты в своей области знаний. Они проводили с детьми опыты, участвовали в научных викторинах, в квизах. То есть образовательная организация только выигрывает от того, что в ней работают такие многопрофильные специалисты.
Случаи увольнения с новой должности по причине разочарования крайне редки, увольняются в основном из-за переезда в другие города.
Кроме того, у них была прекрасная возможность пройти курсы повышения квалификации, где партнерами выступили Корпоративный университет РДШ и МДЦ «Артек», и это послужило для них дополнительным импульсом. Когда такой специалист приезжает в школу и показывает, что ещё можно сделать интересного, и коллектив, и администрация только приветствуют такие посылы. Поэтому, если и были какие-то сложности, мне кажется, они уже остались в прошлом, и случайных людей в нашей команде советников на данный момент, скорее всего, нет.
По-моему, Калининградской области очень повезло, что нам дали возможность стать пилотным регионом данного проекта. Мы уже многое попробовали и прочувствовали на себе и готовы поделиться своим опытом с другими регионами. Надеемся, что все школы нашей области войдут в этот проект, и тогда у детей появятся новые возможности.