Новые правила для поступления в вузы комментирует заведующий кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ЮФУ Александр Бермус.
– Насколько кардинально, по вашему мнению, меняются правила приема в вузы? Чем вызваны эти изменения и поддержаны ли ректорским сообществом?
– Говорить о кардинальных изменениях правил приема здесь не приходится. Вступающий в силу с 1 марта 2022 года приказ о порядке приема на обучение в 2022 и последующих (до 2027) годах имеет форму комментария к аналогичному приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 года № 1076. То есть речь идет о трансформации одного и того же регламента.
Обсуждение причин внесенных изменений затруднительно, поскольку в приказе отсутствует аналитическая часть; нет никаких отсылок к анализу результатов приемной кампании 2021 года, в связи с чем о фактических основаниях изменений можно лишь строить гипотезы.
Степень поддержки изменений со стороны ректорского сообщества можно было бы оценить лишь на основе какого-то исследования, которое теперь уже вряд ли актуально: приказ подписан, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и уже через несколько дней вступит в силу.
– Какие из этих изменений вы считаете положительными, а какие, наоборот, способны несколько ухудшить положение абитуриентов?
– В целом документ несколько расширяет права некоторых категорий абитуриентов – обладателей знаков отличия ГТО, граждан Республики Беларусь; тех, кто уже имеет высшее образование и поступает на программы специалитета в области искусств. При этом сокращается количество программ, на которые смогут подавать заявления победители олимпиад.
Для выпускников СПО и вузов, поступающих на бакалавриат по совмещенным с вузом программам, по решению приемной комиссии могут быть установлены внутренние вступительные испытания по профильным дисциплинам (например, ОБЖ или педагогика).
Представителям этой категории абитуриентов дается право выбора между результатами дополнительных вступительных испытаний (ДВИ) и ЕГЭ. Однако во всех остальных случаях высшие учебные заведения не смогут ЕГЭ заменить на ДВИ. Между тем существенным мотивом для поступления в учреждения СПО для выпускников 9-х классов была как раз возможность не сдавать ЕГЭ, но теперь, получается, им придется поступать наравне с выпускниками 11-х классов.
В этом случае пространство маневра сужается как для самих абитуриентов, так и для вузов.
Можно предположить, что вузы, имеющие высокие конкурсы среди выпускников общеобразовательных организаций, вряд ли почувствуют какие-то изменения, но вузы и направления подготовки, ориентированные на индивидуализацию работы с абитуриентами и выстраивание траекторий непрерывного образования (СПО – бакалавриат, бакалавриат – магистратура и так далее) могут столкнуться с определенными сложностями при зачислении.
В то же время каждый вуз получает право самостоятельно устанавливать количество (от 2 до 10) направлений или специальностей, по которым каждый абитуриент может участвовать в конкурсе.
– Новые правила позволяют принимать без экзаменов граждан Беларуси по результатам их внутреннего централизованного тестирования. Не создаст ли эта ситуация притока абитуриентов из братской страны ненужного ажиотажа? Ведь они будут поступать по общему конкурсу с россиянами?
– Если отвечать на ваш вопрос коротко, то ответ – нет.
Никакой опасности или ажиотажа в связи с тем, что юные граждане Беларуси смогут воспользоваться результатами централизованного тестирования наравне с их сверстниками из России, нет.
Если позволите, я попытаюсь ответить на ваш вопрос, опираясь именно на фактические данные.
По данным вице-премьера правительства РФ Дмитрия Чернышенко, в 2022/2023 учебном году на бюджет смогут поступить 588 тысяч молодых людей, что на 11,5 тысячи мест больше по сравнению с 2021 годом, причем в вузах для этого предусмотрены бюджетные места.
По белорусским данным, в 2021 году студентами стали 55,2 тысячи человек. Если же говорить о количестве белорусских абитуриентов российских вузов за последнее десятилетие, то оно практически не меняется – 4296 (2013/2014 год), 3594 (2014/2015 год), 4863 (2015/2016 год), 3891 (2016/2017 год), 3581 (2017/2018 год), 4328 (2018/2019 год). То есть даже при совершенно невероятном двукратном росте числа белорусских абитуриентов речь идет о 4–5 тысячах человек, а это менее 1% от общего количества бюджетных мест.