Культура // Статья

«Он радовался, смешил, заставлял нас плакать и верить в то, что театральное действие – реальное, а не выдуманное»


«Он радовался, смешил, заставлял нас плакать и верить в то, что театральное действие – реальное, а не выдуманное»
Фото Юрия Роста / fomenki.ru

7 декабря в театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась премьера документального фильма Елены Якович «Пётр Фоменко. Тише, идёт репетиция». Показ приурочен к 90-летию выдающегося режиссера Петра Фоменко (1932–2012 годы).

Автор фильма Елена Якович – режиссёр-документалист, автор фильмов об Иосифе Бродском, Василии Гроссмане, Анне Ахматовой, Александре Галиче и других деятелях культуры, лауреат премии «ТЭФИ – 95», а также других отечественных и международных кинофестивалей. Фильм построен на основе многочисленных кинохроник, запечатлевших репетиции с участием Петра Фоменко. Казалось бы, камера фиксировала обыденный рабочий процесс творческих поисков, но благодаря этому мы становимся свидетелями того, как из жестов, интонаций и реплик постепенно вырастал шедевр.

Нам показали мир закулисья, вопреки всем стереотипам лишенного интриг, искрометного, веселого, но в то же время наполненного напряженной работой и попытками найти точные штрихи к театральным образам.

Великий мастер умел создать особую атмосферу в своем коллективе, превращая повседневность в маленький праздник, но при этом побуждая актеров максимально выкладываться, порой провоцируя на весьма рискованные трюки.

«Он радовался, смешил, заставлял нас плакать и верить в то, что театральное действие – реальное, а не выдуманное», – вспоминал один из участников фильма, фотограф, писатель, телеведущий Юрий Рост, создавший целую галерею фотопортретов Петра Фоменко.

Воспоминаниями о своем режиссере поделились его ученики, артисты театра: Ксения и Полина Кутеповы, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Галина Тюнина, Полина Агуреева и многие другие.

Почти все спектакли, репетиции которых показаны в фильме, и сейчас успешно идут на подмостках «Мастерской Фоменко», составляя его золотой фонд: «Бесприданница» Островского, «Театральный роман» Булгакова, «Война и мир. Начало романа» и «Семейное счастие» Толстого, «Одна абсолютно счастливая деревня» Бориса Вахтина и, конечно, постановки по произведениям Пушкина («Египетские ночи», «Триптих»), который был для Фоменко ключевым автором.

За эти годы созданные им спектакли не устарели, не потеряли свою актуальность, напротив, приобрели новые краски, словно сохранили ту часть души и таланта, которые в них вложил Петр Фоменко.

В коротком выступлении перед просмотром своего нового фильма Елена Якович призналась, что ей трудно было найти ключ к своему герою, он казался ей каким-то неуловимым. Но в результате получился гимн русской литературе, русской классике, увиденным глазами Мастера. Важно то, что театр не только сумел бережно сохранить память о своем режиссере и учителе, но и продолжает его дело, воплощая на сцене те замыслы, которые он не успел реализовать при жизни.

В этом году вышли две премьеры по произведениям Пушкина – это «Рыцарь. Моцарт. Пир» в постановке Евгения Малышева и «Комедия о трагедии» в постановке Евгения Цыганова. В основе первого спектакля – сцены из «Скупого рыцаря», «Моцарта и Сальери», «Пира во время чумы», второй создан по мотивам «Бориса Годунова». Читку этой пьесы Петр Наумович начал незадолго до своей смерти, а сохранившиеся записи репетиций, замечания, комментарии и размышления великого режиссера были использованы в новом спектакле.

Театр, созданный Петром Фоменко, развивается, продолжая традиции Мастера, строя творческие планы и радуя своих зрителей новыми открытиями.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube