Образовательная политика // Интервью

Как донести знания до жителей отдалённых районов Камчатки

А также о том, почему детям неинтересны скучные лекции и как работать с блогосферой, не конкурируя, а дополняя информацию.

Как донести знания до жителей отдалённых районов Камчатки
Фото Анастасии Табачинской/ИА KamchatkaMedia

1 декабря в Москве состоялся межрегиональный круглый стол по развитию просветительской деятельности в России с участием филиалов и региональных отделений Российского общества «Знание». География участников дискуссии была представлена очень широко, в том числе присутствовали представители и от Камчатского края. В своем интервью «Вестям образования» председатель Камчатского регионального отделения Российского общества «Знание», и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Евгений Меркулов рассказал о том, с какими трудностями сталкиваются просветители в самом отдалённом регионе нашей страны, и о планах работы на ближайший период.

– Евгений Сергеевич, какие формы просветительской деятельности в отношении детей, подростков, студентов вы считаете наиболее эффективными?

– Я думаю, что ответ на этот вопрос не будет очень оригинальным. Когда мы говорим о детской аудитории, то следует понимать, что им, конечно, неинтересны скучные лекции, простое донесение информации.

На мой взгляд, самая подходящая форма работы с этой возрастной категорией – это различные интерактивные способы взаимодействия, в том числе игровые, когда школьники оказываются максимально вовлечёнными в процесс познания.

В каких-то случаях им можно предложить сделать что-то своими руками, увидеть результат и потом получить объяснение, почему и как это происходит. Это касается различных отраслей, не только естественнонаучных, но и гуманитарных. Студенческая аудитория, конечно, уже более подготовлена к серьезным и формализованным мероприятиям: лекциям, круглым столам, конференциям. И здесь формат во многом зависит от тематики, особенностей спикера и места проведения мероприятий.

– Можно ли говорить о специфике просветительской деятельности, характерной именно для вашего региона?

– Да. Я думаю, что здесь играет роль отдалённость и протяженность Камчатского края, сложность транспортной логистики. Сколько бы мы ни говорили о развитии современных технологий, о доступности получения информации в интернете, на самом деле живое общение ничто не заменит.

Ребята, которые проживают в отдалённых регионах, определённо лишены возможности регулярно общаться с известными людьми, являющимися ведущими специалистами в определённых областях знаний.

Мы сегодня прилагаем все усилия для того, чтобы эти люди приезжали к нам и активно общались с молодежью. Даже если они приезжают на Камчатку в отпуск или с частным визитом, мы стараемся пригласить их в наш университет на встречу со студентами и преподавательским коллективом, и это действительно потрясающий опыт. Хочу сказать, что люди хорошо откликаются на это, и у меня еще не было отказов.

Например, у нас в гостях побывала директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара, организатор олимпиады «Я – профессионал». Она рассказала нашим студентам, что дает участие в этом конкурсе. Интересная встреча состоялась с президентом Международного фестиваля социальной рекламы LIME Гюзеллой Николайшвили. В прошлом году на нашей площадке выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Дания в РФ Карстен Сёндергорд. Для нас тема Дании близка, потому что известный русский мореплаватель и первооткрыватель, руководитель камчатской экспедиции Витус Беринг, чье имя носит наш университет, по происхождению был датчанином.

– Согласны ли вы с теми участниками дискуссии, которые говорили, что блогеры составляют конкуренцию государственным структурам в сфере просветительства?

– Конкуренция, по моему мнению, предполагает более-менее одинаковые формы и способы воздействия на умы ребят, как говорится, «игру на одном поле».

Всё-таки блогосфера – это несколько иная форма, это совершенно другой контент, другие темы и подходы. Но в том, что она оказывает существенное влияние, сомнений нет. Поэтому мы с этим контентом тоже знакомимся, чтобы понимать, кто сегодня в кумирах у молодежи, к чьему мнению они прислушиваются.

И, конечно, здесь очень важно при необходимости вовремя подключаться, корректировать ситуацию и в простой форме доносить до ребят какие-то альтернативные точки зрения по тем или иным проблемам. Я думаю, что это самый лучший способ если не конкурировать, то дополнять либо где-то замещать воздействие со стороны блогеров, потому что блогеры, как мы хорошо знаем, очень разные бывают и несут в молодежную среду, к сожалению, не всегда достоверную и допустимую информацию.

– Согласны ли вы с утверждением заместителя генерального директора общества «Знание» Арсения Майорова о том, что патриот – это просвещённый человек? И как не перегнуть палку в патриотическом воспитании?

– Я абсолютно уверен, что патриот – это просвещённый человек. На мой взгляд, опасно, когда на темы патриотизма рассуждает человек, который не погружен в эту тематику, который не знает историю или знает ее исключительно поверхностно и при этом пытается навязывать свое мнение. Поэтому мы привлекаем к этой работе самых опытных преподавателей вуза, умеющих не просто разговаривать со студентами, а действительно посвящённых в патриотическую тематику, давно и серьезно этим занимающихся.

На мой взгляд, это очень важная задача – правильно определить, кто должен разговаривать с молодежью, и далеко не всегда это могут и должны быть взрослые спикеры.

Мы глубоко заблуждаемся, если думаем, что наша молодежь настолько не посвящена в эту тему, что не сможет отличить правду от лжи или адекватно оценить ту или иную информацию. Совершенно не так. Сегодня доступ к информации есть у всех, в том числе и к хорошей, правильной. Я это вижу на примере своих студентов. В своем выступлении на круглом столе я рассказывал про нашего студента, самого молодого лектора общества «Знание», победителя конкурса «Лига лекторов» Данила Яницкого. Студент учится на педагогическом направлении, он будущий учитель истории. Поэтому мы его сегодня даже в такую тематику вовлекаем, потому что это человек, который уже много лет, со школьного возраста, погружен в эти вопросы, очень серьезно работает и с нашими преподавателями, которые его направляют, и в то же время способен говорить со своими сверстниками на одном языке.

– Как вы оцениваете перспективы просветительской деятельности в Камчатском крае?

– В наступающем 2023 году мы планируем дополнить и расширить нашу деятельность в двух основных направлениях. Это, во-первых, работа с особыми категориями населения – военнослужащими, пенсионерами, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, осужденными, другими гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Хочу отметить, что это одно из четырех базовых направлений, которое сегодня зафиксировано в модельном законе СНГ о просветительской деятельности. Общение с такой аудиторией требует особых подходов: здесь и подбор лекторов должен быть тщательный, с учетом знания психологии этих людей. Поэтому мы на первом этапе запуска регионального отделения не стали активно заниматься этой сферой, но сейчас налаживаем контакты с теми общественными организациями, которые работают с этими категориями. Например, с пожилыми гражданами у нас в крае успешно взаимодействуют краевая библиотека и действующий уже не первый год на ее базе «университет третьего возраста». И в партнерстве с ними наше региональное отделение общества «Знание» надеется наладить свою деятельность и на этом поле.

Второе перспективное направление – это работа с населением в отдалённых районах Камчатского края. У нас регион большой по площади, но малочисленный по населению. И есть еще одна проблема – труднодоступность. Самая большая дорога – 700 километров – связывает два населенных пункта – столицу нашего края Петропавловск-Камчатский и один из отдалённых районных центров – Усть-Камчатск. Значительная часть территории края даже не охвачена сетью дорог, и там нет сегодня наземного сообщения. Единственная возможность туда добраться – это местная авиация. Понятно, что это трудно, дорого и зависит от погоды.

Еще одна проблема заключается в том, что даже информационные технологии до нас доходят с опозданием.

Конечно, оптоволокно завели на Камчатку, но оно еще не доведено до всех отдалённых поселков, поэтому даже дистанционные форматы работы не совсем там применимы. Вот мы сегодня рассматриваем разные возможности доставки наших лекторов до этих удаленных мест.

Понятно, что если речь идет, например, о преподавателях вуза, то мы можем это реализовать через какие-то университетские проекты, например, можно научно-исследовательские экспедиции с участием преподавателей и студентов совместить со встречами и беседами с местным населением. Гораздо сложнее будет привезти туда специалистов из других регионов. Потому что, к сожалению, стоимость перелётов по Камчатскому краю иногда даже превышает стоимость билета до Москвы. Поэтому мы хотим посвятить ближайшее время поиску возможностей для решения этой задачи – как донести знания до жителей отдалённых районов.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube