Просветительство в законе
Сенатор РФ, председатель Координационного совета Российского общества «Знание», один из авторов закона «О просветительской деятельности» Любовь Глебова уточнила, что в апреле 2021 года был принят закон № 85-ФЗ, который определил понятие «просветительской деятельности» как деятельности вне рамок реализации образовательной программы образовательной организации и заложил основы регулирования просветительства.
Сенатор рассказала, что сообщество очень по-разному интерпретировало это событие.
Одни восприняли это как расширение возможностей, когда к вопросам развития личности можно подключать не только тех, кто имеет право участвовать в образовательной деятельности. У других появилось опасение чрезмерной регламентации. Третьи выразили надежду, что формальный подход к нормам, правилам и требованиям не ограничит включённость в эту деятельность большого количества людей, а, наоборот, позволит считать результаты просветительства как образовательные.
Но к закону требовалось нормативное дополнение в виде постановления правительства. И на этом переходе от нормы законодательства к норме правоприменения общественность внесла свою лепту.
«Это был тот случай, когда включение общественности сыграло решающую роль, поскольку первый проект постановления содержал очень много ограничений. Доработанный документ – результат взаимодействия органов исполнительной власти, Министерства просвещения, Министерства образования и науки, аппарата правительства РФ с профессиональными общественными организациями. Теперь в основе документа – расширение возможностей для просветительской деятельности», – сказала Любовь Глебова.
То, что в России просветительская деятельность стала частью обновленного закона «Об образовании», это большой плюс, согласился с сенатором заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Арсений Майоров. Он назвал просветительство не только феноменом общественной жизни, но и одной из ключевых форм гражданского самосознания, формирования патриотизма и социо-бытового контура гражданина.
Сегодня для совершенствования просветительской деятельности важно содержательное участие самих просветителей, их рефлексия практик, собственного опыта. Обобщение этого анализа станет ресурсом развития просветительства, пояснил ведущий семинара, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
«Даже самый лучший закон не работает, если рефлексия практиков не превращается в механизм реализации, – уточнил он. – Мы это прошли на законе “Об образовании” с 1992 года, который я считаю одним из лучших законов в Европе».
«Дети живут в мире физики»
Александр Адамский также отметил высокий потенциал просветительства для образовательной политики. Вопрос, по его мнению, лишь в том, как институционально этот потенциал можно использовать. Потому что, если способы регулирования брать механически из учебного процесса, можно сломать сам принцип просветительства. Это стало очевидно во время пандемии, когда способы обучения были автоматически перенесены «из офлайна в онлайн». В итоге дискредитированным оказался сам принцип дистантного обучения, огромное число родителей оказались его противниками.
Сегодня мы оказались в ситуации, когда кризис образования определяется архаичными способами преподавания. В подтверждение своих слов он поделился результатами исследования физических компетенций у школьников, которое проводит Институт физики, информатики и технологии МПГУ и Институт проблем образовательной политики «Эврика».
«У пятиклассников интуитивные, бытовые представления о физической картине мира сопоставимы или даже выше, чем у девятиклассников, – рассказал Адамский. – Это означает, что системное изучение предмета тем способом, которым оно происходит, не дает существенного прироста по сравнению с интуитивным. Дети живут в мире физики, их мышление формирует физические представления из отношений, взаимодействий, которые есть у ребенка с миром природы и техники».
С этим согласился обозреватель интернет-издания «Вести образования», историк, бывший заместитель министра образования РФ Владимир Бацын, заявив, что «уже античное образование предполагало, что в ребенке уже что-то есть, нужно только помочь этому выйти и поспособствовать его становлению, чтобы он стал тем, кем родился». При этом интуитивные представления у пятиклассников назвать знаниями сложно, считает эксперт. «Это снятые с окружающей среды представления, несистематизированные и не подчиненные никакой программе, которые стихийно отложились в самом ребенке, и это самые крепкие, самые прочные фундаментальные представления», – объяснил Владимир Бацын. Школьное же знание, по его мнению, должно быть «знанием о знании», которого не было в опыте ребенка.
«Если посмотреть на учеников 5–6-х классов, – говорит Бацын, – то это иллюзия широкой осведомленности, порождающая отсутствие любопытства: “мы это так или иначе знали”, “вы нам ничего нового не сообщаете”, “углубляться мы не хотим, потому что поверхностное знание нас вполне удовлетворяет”, “нам этого достаточно и больше нам не нужно”».
Если не начать управлять процессом, который усиливает, делает системным проникновение знаний в сознание ребенка, то эффективность будет невысокая. «А значит, и уровень образованности будет снижаться», – уверен Адамский.
Профессор МГУ, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин в свою очередь, обратил внимание на связность и междисциплинарность системного мышления. По его мнению, ребенок лучше усваивает знания по физике, когда у него есть хороший уровень преподавания истории.
Спикеры были единодушны в том, что у просветительства больше инструментов, чем, например, у школьного образования, потому что системные знания через просветительство могут попасть к ребенку гораздо быстрее, в более увлекательной форме, менее заформализованно. Это прямой ход к ребенку, к обществу, к людям.
Просветительство в образовательной политике
Для Арсения Майорова просветительство и образование – два смежных направления: «одно без другого невозможно, потому что любая передача знаний – это вход на территорию образовательной деятельности».
По мнению ректора МГПУ Игоря Реморенко, система образования – это определённая иерархия и ограничения, довольно жесткие институциональные рамки, взаимосвязь различных уровней системы образования и правила перехода с одного уровня на другой, а просвещение строится принципиально по другому принципу. «Мне здесь ближе метафора Николая Кузанского, который противопоставляет системный принцип принципу сферному, – пояснил Реморенко. – Он говорил, что сфера – это пространство, где центром может быть любая его точка».
При всём при этом образование – понятие калькированное, в русском языке до конца XVIII века такого слова и вовсе не существовало. «С легкой руки Николая Карамзина немецкое Bildung стало русским “образованием”», – рассказал историк Владимир Бацын. Что касается просвещения, то это традиционное слово, но смысл тот же самый – привнесение (по Л.С. Выготскому – интериоризация) в человека света извне, а просветительство – это тот механизм, который призван создать условия, помогающие человеку «стать». В этом смысле просветительство было всегда: «Закон божий тоже в широком смысле просветительство, это общие представления о некоторых нормах, которые помогут на Страшном суде прилично выглядеть».
Адамский привел в пример труд А. Тойнби «Иллюзия всеведения: восемь веков экзаменационного кошмара», напомнив, что в школе иезуитов экзамен был моделированием Страшного суда, и это исторически подтверждённая метафора.
Сегодня, заметил Владимир Бацын, есть призрак цифры и экологической катастрофы, перед человеком стоит задача – как позиционировать себя в этом мире и научиться сохранять чувство исторического оптимизма.
«Главные просветители – родители»
В рамках дискуссии обсуждалось в том числе и появление звания «профессор просветительской деятельности» и «мастер просветительства». Введение таких званий поможет без лишней бюрократической волокиты наделять выдающихся деятелей науки и просвещения возможностью вести просветительскую деятельность, будучи, как Сократ, сами себе институтами.
Но превращать просветительскую деятельность в каноны образовательной было бы неправильно, считает Игорь Реморенко, к тому же «специалист по просвещению – звучит довольно странно».
Главными же просветителями Владимир Бацын назвал родителей, особенно до того момента, пока ребенок не пошел в школу. Но каковы они в этой роли и готовит ли система образования родителей как просветителей – в этом еще предстоит разобраться.
Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской общественной организации, основанной в 1947 году по инициативе представителей советской интеллигенции как «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» (с 1963 года – Всесоюзное общество «Знание», с 1991 года – Общество «Знание России»). Члены Общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. В 2016 году «Знание России» было преобразовано в Общероссийскую общественно-государственную просветительскую организацию «Российское общество “Знание”». 21 апреля 2021 года в Послании президента РФ Федеральному собранию РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе.
Больше информации о деятельности Российского общества «Знание» – на сайте и в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.