Как дети могут создавать образовательную среду детского сада? Почему именно игра помогает формировать учебную деятельность? Как лучше всего осваивается иностранный язык в дошкольном возрасте? Что помогает найти общий язык родителям и педагогам (нет, это не утренники и отчетные мероприятия)? Как быть, если ребенок не спит в тихий час в детском саду? Наконец, что делать мамам и папам, которые не умеют играть с детьми? Поговорили об этом с заместителем директора «Хорошколы» Ольгой Петровой.
– Сразу позволю себе цитату. «Чем насыщеннее была игровая деятельность, тем острее ребёнок испытывает жажду учения». Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский считает, что не обучение чтению, не уроки математики, а полноценное проживание и освоение игровой детальности в дошкольном возрасте мотивирует к учебной деятельности. Почему ребенку в детском саду важно научиться играть, а не учиться чему-то более полезному для школы?
– Игра – эта деятельность, которой ребенок может полностью овладеть и которую самостоятельно может организовать. Т.е. в игре он становится полноценным субъектом деятельности. И это важный опыт, который потом ребенок сможет перенести на другие более взрослые виды деятельности, и прежде всего на учебную, которая становится дальше фокусом развития.
– Что значит быть субъектом деятельности?
– Это значит, что ребенок может эту деятельность инициировать, замысливать и планировать, а также согласовывать её ход с другими участниками, регулировать процессы (останавливать и возобновлять при необходимости) и отношения. Только в коллективной сюжетно-ролевой игре рождается прообраз внутреннего плана действий. Это важно для дальнейшего обучения в школе, для развития теоретического мышления, которое является образующим в начальной школе, и обеспечивает в том числе идею преемственности ступеней образования.
Когда ребенок находится в воображаемой ситуации и удерживает её в процессе игры, это создает предпосылки для формирования плана действий, который понадобится в процессе решения школьных задач.
В игре дети пробуют разные модели социальных отношений – учатся заботиться о другом, мириться, помогать друг другу, быть лидером – и разные семейные и профессиональные роли – взрослого, мамы, папы, рабочего, водителя, блогера и т.п.
– Какие игровые формы обучения используются в вашем саду?
– Непосредственно сюжетно-ролевые игры, где взрослый оказывает поддержку игровой деятельности детей; игры с правилами, когда старшие дети сами придумывают и создают игры – настольные и подвижные; дидактические игры – игры-упражнения для отработки, в основном, речевых или музыкальных умений; театрализованные игры и игровые ситуации, где моделируются события, которые создают нужный для обучения контекст применения осваиваемых умений и способов деятельности. Например, дети отправляются в путешествие, собирают багаж, распределяют роли в пути и договариваются о маршруте. Или организуют кафе и его открытие, сервируют стол, распределяют угощения, составляют меню.
– Есть ли в детском саду «Хорошколы» свободная игра?
– В нашем детском саду есть время для свободной игры. В младших группах – первая половина дня. В старших – в первой половине дня на прогулке и во второй половине дня в группе.
А еще у нас есть специальное пространство «Игромир», где вместе с детьми, как правило, в пятницу после тихого часа, играют взрослые (воспитатель, психолог), но не как руководители и организаторы, а как партнеры и умелые игроки.
– Некоторым родителям сложно играть с детьми, поэтому зачастую в доме много игрушек, а ребёнку всё равно скучно. Как помочь мамам и папам организовать игру дома?
– Сюжетно-ролевые игры действительно взрослым даются хуже. Они играют в них с неохотой. Но создать условия для таких игр несложно. Достаточно иметь пространство и разные неоформленные материалы (коробки, ткани, ненужная одежда, веревки, прищепки).
Задача взрослого – показать детям, как всё это можно использовать для создания разных миров, когда стол превращается в корабль, укрытие, пещеру, карандаш становится градусником или волшебной палочкой, а кусок ткани – плащом-невидимкой... И поменьше готовых игрушек, которые очень подробно имитируют реальные бытовые предметы!
Можно вспомнить свои игры в детстве, показать, как организовывали пространство, как делали костюмы, потом поиграть в то, что предложит ребёнок. Можно ориентироваться на роль ребенка или взять на себя роль того, кого он сам для вас придумал. Если малыш хочет быть супергероем, взрослый может быть тем, кого супергерой должен спасти.
Для того, чтобы развивать содержание игры ребенка, нужно в реальной жизни создавать для него впечатления (ему обязательно захочется потом в это поиграть, чтобы лучше для себя понять то, с чем столкнулся). Дети играют в магазин, в кафе, в полицию, в пожарную станцию или в мультики, потому что с этим они сталкиваются в реальности. Можно «поставлять» им новое содержание: ездить в другие города, посещать интересные места, читать книги – это всё значительно обогатит детскую игру.
Игры с правилами родители любят больше, их проще организовать, и взрослые в них умеют играть. Поэтому мы даем рекомендации для формирования игротек дома под каждую возрастную группу.
– В детском саду Тубельского есть практика, когда взрослый записывает тексты-сказки-истории по детским рисункам. Есть ли такое у вас?
– Да, такая практика у нас есть. Она создает предпосылки для развития письменной речи. Дети часто рисуют, потом обсуждают, что нарисовали, а воспитатели записывают. Иногда мы организуем такие выставки для родителей – картинка и сопроводительный текст ребенка.
Еще у нас дети делают собственные книги. У подготовительных групп есть проект «Книга сказок группы». Дети придумывают истории, а воспитатели помогают оформить их в текст, потом они иллюстрируют свои сказки, и когда страницы подготовлены, они все сшиваются в одну книгу. Такая книга проходит через скан и распечатывается потом для каждого выпускника.
– Участвуют ли дети в создании среды в детском саду?
– Да, их работы есть в галереях детского сада и группы, в группах они создают инструменты для организации и регуляции деятельности: это и календари, и таблица выбора деятельности, и Соглашение группы (дети в начале года обсуждают, как они хотят, чтобы было в группе, и что они готовы делать для этого – так рождаются правила группы и договоренность об их соблюдении).
В начале года дети участвовали в формировании и размещении пространства функциональных модулей – больше, конечно, старшие ребята, но они вполне серьезно на кругу обсуждали, что им нужно для игры, для работы, для творчества, стройки, отдыха, где это всё разместить, чтобы было удобно.
Много всего создается руками детей для обеспечения разных со-бытий – атрибуты, афиши, костюмы, детали интерьера, книги, памятки. Фокус – на авторстве ребенка.
Наши педагоги проводят работу по оценке предметно-пространственной среды в группе, чтобы как раз выяснить, насколько в каждом функциональном модуле группы есть возможности для авторской игры ребенка, рождения и воплощения его замысла.
– Вы сказали «на кругу обсуждали», давайте поясним для читателя, что это за круги?
– Дети утром или вечером собираются в круг, чтобы сонастроиться на день, обсудить планы, поделиться впечатлениями, новостями, мнениями и вместе с педагогом спланировать событие и подготовку к нему.
– Знаю, что у вас предусмотрены активности для неспящих детей. Мы в детстве так не любили тихий час, а у вас можно не спать легально!
– Дети попадают в эту группу в результате мониторинга сна, который проводят наши психологи. Мы выделили свободное помещение с дежурным педагогом-предметником, и дети заранее продумывают, чем они в это время будут заниматься, приносят с собой игры, материалы для творчества.
– В вашем детском саду есть билингвальные группы. Что дает билингвальность дошкольнику? И как происходит процесс погружения в иностранные языки?
– Билингвальность расширяет пространство возможностей ребенка. В арсенале у него появляется еще один язык – еще одна знаковая система, которая позволяет ему общаться с людьми другой языковой культуры.
Лучше всего, конечно, язык осваивается в игре, на мастерских, на прогулке, во время приемов пищи, публичных выступлений и т.д), а не искусственно, в процессе занятия английским, где дети вырваны из контекста их деятельности, в которой они видят смыслы, интересы.
Язык помогает детям осваивать разные умения, познавать интересное содержание и проигрывать разные ситуации. Например, мы читаем литературное произведение, которое ребёнок выбрал сам, а потом вокруг персонажа создаем обучающие ситуации (выращиваем лук, как Чиполлино, варим джем по рецепту медведя Паддингтона), разбираем культурные особенности эпохи или страны, сравниваем с нашими и т.п. Только в этом случае язык становится полноценным средством коммуникации. Также у нас в расписании есть English Reading, English Walks, English Stories & Craft.
– Как вовлечены в образовательный и воспитательный процесс родители?
– Мы хотим, чтобы родители были соучастниками нашей среды, и очень заботимся, чтобы формировалось родительское сообщество, разделяющее наши образовательные и общечеловеческие ценности. Поэтому и стремимся насыщать жизнь детского сада такими событиями, в которых создаются условия и возможности для качественного взаимодействия родителя и ребенка.
Мы не приглашаем родителей в качестве зрителей на отчетные мероприятия, но всегда зовём их туда, где они могут включиться как субъекты, проявить себя, побыть в одном смысловом поле со своим ребенком.
Например, у нас есть зарядки и прогулки с родителями (и это не квестовая история), где мамы и папы выступают для ребенка игровыми партнерами, вместе решают задачи, замысливают что-то и реализуют.
У нас нет готового сценария, мы даём детям и родителям игровые задачи, которые они вместе обдумывают и решают. Т.е. родители привносят свое содержание, а мы задаем контексты и форматы для того, чтобы это содержание рождалось и получало жизнь в нашем детском саду.
– Кстати, какие сегодня запросы у современных родителей на дошкольное образование? Чего они хотят?
– Развития мягких навыков, в частности, развития социально-эмоционального интеллекта ребенка, формирования разнообразного коммуникативного опыта и умения вести себя в конфликтных ситуациях.
Кроме того, родители хотят, чтобы мы помогли им с выявлением способностей и интересов их ребенка. Для этого у нас есть психологи и другие специалисты, которые наблюдают за ребенком и отслеживают, чем ему нравится заниматься, во что играть и пр.
Также родители хотят, чтобы у ребенка был выбор разных активностей. В нашем саду есть мастерские (скульптурная, столярная, художественная), кулинариум, театральный и танцевальный зал, несколько залов для физической активности, большой бассейн.
Будет неправдой, если мы скажем, что наши родители не хотят, чтобы их детей учили читать, писать и математике. Это они тоже хотят, конечно. Но чтобы при этом дети сохранили мотивацию и потом в школе учились с интересом.
– То есть вы в детском саду учите читать и писать?
– Мы стараемся пробудить интерес детей к чтению и письму, учим их, как это делать. Создаем игровые задачи, в которых они смогут применить свои навыки. Детям нравится придумывать различные надписи, подписывать что-то в группе, писать друг другу сообщения, составлять приглашения на свои спектакли и выступления.
– Академик РАО, психолог Александр Асмолов говорил, что школа должна быть готова к ребенку. Но детский сад, кажется, еще больше. Согласны?
– Да. И это сейчас непростая задача. Современное детство сейчас сильно меняется. Нужны исследования, опыт взаимодействия с современными детьми. Мы стараемся быть гибкими, открытыми, чтобы действительно создать развивающую общность взрослых и детей, отвечающую интересам и потребностям каждого ребенка.
Фото Яны Качуриной