Илья Новокрещенов – заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы. Имеет большой опыт педагогической и управленческой работы в системе образования, Почетный работник воспитания и просвещения РФ. В настоящее время в сферу его компетенций входят вопросы, связанные с развитием кадров, государственно-общественным управлением, международным и межрегиональным сотрудничеством. И хотя в сфере образования пока наблюдается некоторое затишье на фоне летних каникул и отпусков, начало учебного года не за горами, а значит, перемены неизбежны. Поэтому наш разговор мы посвятили планам на ближайшее будущее.
Аттестация директоров будет проходить по-новому
– Какие изменения ожидаются в системе столичного образования в предстоящем учебном году?
– Одним из первоочередных является вопрос перезапуска процедур аттестации. Мы планируем это детально обсудить на августовских совещаниях.
Действующие процедуры аттестации свои задачи, ради которых создавались, уже выполнили, а именно помогли сделать оценку деятельности руководителей и педагогов максимально объективной, нефальсифицируемой и не требующей от учителя дополнительных затрат времени и сил, потому что она основана только на результатах их работы, главный из которых – результаты наших ребят.
В том, что касается аттестации руководителей и их заместителей, сегодня процедура состоит из двух частей: тестирования на знание законодательства и его применения на практике, и публичного собеседования с аттестационной комиссией по показателям эффективности организации. Если раньше аттестация руководителей начиналась с тестирования, то теперь на первом этапе мы планируем сначала проводить автоматизированный анализ показателей результативности деятельности руководителя. Сейчас мы обсуждаем не только изменение самих показателей, но также их уточнение. После этого представителям школьной администрации предложат пройти тестирование не только на знание законодательства, но и сертификацию своих компетенций.
Если руководители успешно проходят два предварительных этапа, то их ждет собеседование с аттестационной комиссией. В последнее время оно проводилось только по материалам аттестационной справки, но сейчас мы планируем дать возможность директору школы и членам его команды публично представить свои управленческие проекты по реализации программы развития своих образовательных организаций. Это основные нововведения, которые касаются аттестации руководителя.
– Оценивая компетенции директора школы, на какие из них вы делаете акцент – на управленческие или на педагогические?
– Многие годы не утихают дискуссии по поводу того, кем должен быть директор школы прежде всего: педагогом или управленцем. Мой многолетний опыт директора вопиет: да не может быть директор только менеджером, не понимающим, что лежит в основе принятия им управленческих решений. Всегда в основе управленческих решений директора школы лежат педагогические цели и задачи.
Вот, например, если мы говорим про систему оплаты труда. Задача не просто достичь каких-то статистических показателей, а сделать так, чтобы система оплаты труда стимулировала каждого педагога добиваться высоких результатов ребёнка: за что выплачиваются учителям стимулирующие выплаты, какой характер они носят, действительно ли они влияют на рост качества образования?
Вот что должно влиять на принятие управленческого решения. Не «заткнуть дыру» в расписании, чтобы не рушить образовательный процесс, а вдумчиво искать учителя, который хочет и может работать в интересах своих учеников.
Но ведь и просто хороший педагог, не умеющий управлять, на посту директора школе точно не нужен.
То есть директор школы – это и лидер педагогического коллектива, инициатор содержательного развития, и грамотный управленец. Так что стоит уже прекратить эти вещи искусственно разделять.
Корпоративный университет: все в одном
– Что изменится в сфере повышения квалификации педагогов?
– Главная цель всех изменений – совершенствование системы, которая должна отвечать вызовам времени. Раньше за повышение квалификации работников образования и науки отвечал Московский институт открытого образования (МИОО), который фактически был монополистом в этой сфере. Мощный институт с отличным набором ученых и преподавателей. Но на определённом этапе развития такая монополия стала фактором, сдерживающим развитие. В годы энергичной модернизации московского образования было важно, чтобы педагоги и управленцы, образовательные организации получили бы возможность самостоятельно выбирать нужные и качественные образовательные программы, которых было много не только в МИОО. Именно тогда было принято решение, что вопросами повышения квалификации будут заниматься все центральные городские учреждения: методический центр, центр качества образования и другие, каждый по своему направлению, причём оператором повышения квалификации учителей стал Городской методический центр, а управленцами занялся созданный на базе МИОО Московский центр развития кадрового потенциала.
Также в городе появился единый портал дополнительного профессионального образования, на котором и другие поставщики программ дополнительного образования размещали свои программы, которые после прохождения профессиональной экспертизы, стали доступны школам. Это дало свои результаты. Результаты очень интересные. Они связаны с тем, что действительно у педагогов и директоров появилась возможность «голосовать ногами» и поддерживать теми средствами, которые выделяются на повышение квалификации, наиболее эффективные программы.
В Москве возникла конкуренция программ и их поставщиков, и это очень здорово. Но при этом, к сожалению, мы видим, что некоторые педагоги все ещё продолжают отдавать предпочтение курсам повышения квалификации, позволяющим без особых хлопот «получить корочку».
Да и сама система повышения квалификации таким образом стала более стихийной. Чаще всего она совершенно не опирается на анализ дефицитов наших педагогов, да и у школ не всегда есть общее представление о том, какие программы есть на рынке, кроме тех, поставщики которых согласились пройти добровольную экспертизу и разместить их на портале дополнительного образования. Многие по-настоящему полезные программы, например, федеральных вузов, на портале не опубликованы.
В том числе для того, чтобы исправить эту ситуацию, Департамент образования и науки принял решение создать Корпоративный университет московского образования, который будет координатором всей системы профессионального роста и развития всех сотрудников наших школ и колледжей, будет помогать им выявлять свои профессиональные дефициты, анализировать результаты работы и на этой основе конструировать свои образовательные траектории, обеспечивать навигацию по существующим сегодня возможностям. Спектр предлагаемых педагогам программ будет включать не только курсы, существующие в системе московского образования, но программы и модули вузов, бизнеса. Корпуниверситет будет разрабатывать и совместные с другими поставщиками программы. Это одна из главных задач Корпоративного университета.
Но есть еще и много других. Это координация профессиональных конкурсов в системе образования, создание площадок для профессионального общения по интересам, обмена опытом, дискуссий по важным, волнующим всех педагогов темам. Отдельный блок будет связан с оценкой и сертификацией педагогических и управленческих компетенций и новыми системами аттестации.
Каким должен быть учитель большого города?
– Сертификация компетенций – это новое направление или оно уже апробировалось на практике?
– Система сертификации у нас выстраивалась очень по-разному в разных организациях. Например, существует замечательная сертификация «Московский учитель» для студентов Московского городского педагогического университета. Мы эту систему давно уже в Москве знаем, она себя отлично зарекомендовала. Как директор школы я тоже с удовольствием участвовал в этой программе и с удовольствием брал на работу педагогов, которые имели сертификат «Московский учитель». Но это касается студентов. Нам же ещё важна и сертификация уже действующих педагогов, особенно тех, кто раздумывает над тем, чтобы присоединиться к команде учителей Школы большого города.
– А для учителей эта процедура будет добровольной?
– На сегодняшний день у нас обязательна только аттестация. По закону ее достаточно для того, чтобы педагог мог работать. Но планка учителя московской школы не может не быть высокой. К тому же конкуренция за должность учителя, за должность руководителя в Москве очень высока.
Не в последнюю очередь благодаря тому, что усилиями мэра и правительства города в последние годы был обеспечен очень достойный уровень заработной платы педагогов. И нам нужен понятный обществу и жителям города механизм отбора лучших. И таким инструментом может стать сертификация.
Она даст учителю дополнительные преимущества и сделает его более востребованным на рынке труда.
Продолжая разговор о задачах Корпоративного университета, отмечу, что иногда возникают ситуации, когда, предположим, в августе, после того как все учителя выходят из отпусков, начинаются какие-то миграции педагогов между школами, и во многих образовательных организациях неожиданно образуются вакансии. Для того чтобы помочь школам грамотно эти вакансии заполнить, мы как раз планируем создать большой HR-офис внутри Корпоративного университета, который будет обслуживать всю систему образования за счет единого банка резюме, содержащего не только общие данные о кандидатах, но и сведения о результатах их работы, сертифицированных умениях. Также мы разработаем регламенты для школьных кадровых служб, чтобы они не просто занимались оформлением бумаг, но обеспечивали реализацию в школе грамотной кадровой политики, помогая директору решать важные вопросы при подборе специалистов с учетом конкретных потребностей организации.
– Какой сейчас конкурс в среднем на учительскую вакансию в московских школах?
– Ситуация очень разная, очень неоднородная, в зависимости от предмета, который учитель преподает. Например, на вакансии, связанные с иностранными языками, с историей, обществознанием, конкурс очень большой, чуть меньше конкурс на позиции учителя физики, химии или математики. Но, повторюсь, конкуренция все равно очень высокая.
О новых тенденциях и задачах на завтра
– Какие новые тенденции Вы бы отметили в системе московского образования?
– Все ключевые задачи обозначены в Федеральном законе «Об образовании в РФ», недавно, как мы знаем, в него были внесены изменения в связи с новыми акцентами, которые государство и общество ставят перед школой.
Одна из таких задач связана с воспитанием, и в каждой школе в ближайшее время появятся программы воспитания. Нам очень важно не допустить формализации этих документов, превратить их в действенные инструменты по активизации воспитательной деятельности.
Она всегда осуществлялась в школах, просто сейчас ее значение возрастает.
Кроме того, уже в конце этого учебного года в московском образовании состоялся целый блок очень серьёзных обсуждений. Мы все идейно согласны с тем, что в центре образования должен быть ребёнок. Сейчас мы начали очень глубокий диалог с управленцами о том, а что это значит на практике. Как нам от просто принятия очень важного, ценностного ориентира прийти к тому, чтобы он реально начал влиять на всё, что происходит в школе, какие условия необходимо создать для его воплощения. Чтобы эта важнейшая ценность не превратилась просто в декларацию, в красивый лозунг. Мы говорили о том, какие инициативы наших школьников и каким образом осуществляются в школах, как выстраиваются модели управления большой школой, чтобы ни один ребёнок не был забыт, чтобы у каждого были все возможности раскрыть свои таланты, получить поддержку взрослых. Мы разбирали конкретные реализованные решения школ, директора и заместители директоров делились ими друг с другом. И мы обязательно продолжим этот разговор и в будущем году, будем совместными усилиями формировать банк реализованных решений, принятых в интересах наших ребят.
– Когда говорят о московском образовании, прежде всего отмечают достижения, и это справедливо, поскольку столичные школьники занимают топовые места по результатам международных исследований. Но есть ли, по Вашему мнению, нерешенные проблемы в системе московского образования?
– В последние 10 лет в системе столичного образования была проведена колоссальная работа, благодаря чему удалось решить множество важнейших вопросов. И сегодня таких критических разрывов, которые были 10–12 лет назад, к счастью, уже нет. Но нет пределов для развития, и, конечно, ещё остаётся множество не решенных на данный момент вопросов, пусть и не настолько критических. Один из них лежит в плоскости деятельности школьных управляющих советов. Запрос общества на участие в деятельности этих органов государственно-общественного управления очень высок, в этой сфере могут осуществляться самые интересные и полезные инициативы. Мы накопили достаточно большой банк таких инициатив, но хотим, чтобы он постоянно пополнялся, став примером и ориентиром для других образовательных организаций.
Сегодня управляющие советы московских школ возглавляют известные авторитетные люди, которые способны обеспечить достойный уровень экспертизы принимаемых этими органами решений.
Поэтому развитие Управляющих советов также в основной повестке будущего года.