Городское образование // Интервью

Зачем современному учителю принимать участие в олимпиадах

Столичная система образования каждый год предлагает участникам новые инструменты для развития, позволяя педагогам выйти на новый уровень преподавания. Один из таких инструментов – профессиональные конкурсы. На личном примере учителя информатики школы № 1223 Андрея Ходарина мы узнали, как олимпиады помогают в работе.
  • 24 июня 2021

Зачем современному учителю принимать участие в олимпиадах

– В каких олимпиадах вы участвовали в этом или прошлом году?

– Профессиональные конкурсы системы московского образования – это длительные по продолжительности и сложные по содержанию мероприятия, поэтому для результативного участия я выбираю одну наиболее интересную для меня на данный момент олимпиаду. В прошлом году участвовал в командной олимпиаде для учителей по функциональной грамотности. В современных реалиях такие соревнования очень актуальны. Например, многие международные исследования основываются на функциональной грамотности. Ценно, что в Москве все механизмы системы столичного образования работают на единые цели, на общие задачи. Так, в этом году появилось новое направление в Московской олимпиаде школьников – олимпиада по функциональной грамотности. В 2020-м – олимпиада для учителей по функциональной грамотности, которая повышает профессиональный уровень участвующих педагогов. Важная особенность её в том, что она командная. И здесь мы снова видим отражение образовательных трендов – конвергентные программы, коллаборация педагогов, единые подходы к достижению высоких образовательных результатов учеников – и для стимулирования этого профессиональные конкурсы становятся не только индивидуальными, но и командными.

В этом году я впервые принял участие в олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка 2021», организованной ТемоЦентром.

Это настоящий предметный вызов, потому что необходимо выполнять задания по шести популярным направлениям информационных технологий: «Большие данные», «Информационная безопасность», «Программирование», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Робототехника». Некоторые кейсы были подготовлены ИТ-компаниями, например надо было настроить компьютеры в виртуальном кабинете информатики на базе ОС «Альт». Финал олимпиады оказался неожиданным, так как изменился формат задания: необходимо было продемонстрировать педагогические компетенции. В рамках трёхдневного хакатона мои ученики создавали прототип сервиса «Московской электронной школы» – «Кабинет ученика», чтобы вся нужная информация собиралась в одном месте и её можно было анализировать. На мой взгляд, именно такой формат может показать, что скрывается за предметными знаниями, что ты представляешь из себя как учитель.

– Какие знания, полученные на олимпиадах, вы используете в своей жизни, работе?

– Если жить только в рамках своего урока, своей школы, то можно отстать от реальной жизни. Я считаю, что очень важно соотносить себя с вектором развития отрасли, города. В случае с олимпиадой «Новый учитель новой информатики» меня радует, что она не оторвана от школьной программы, а аккумулирует в себе лучшие практики, которые уже есть в преподавании ИТ, и то, чём еще можно наполнить содержание курса информатики.

– Изменились ли ваши уроки после участия в олимпиадах?

– С начала моей педагогической практики я стремился включаться в профессиональные сообщества, так как общение с яркими представителями своей профессии позволяет выходить на качественно новый уровень. Поэтому каждое участие в образовательном событии или профессиональном конкурсе помогает найти новые подходы к преподаванию. На втором этапе олимпиады «Новый учитель новой информатики» надо было решить 10 кейсов, которые выкладывали каждые 3–4 дня. Учитывая время выполнения каждого кейса, которое составляло от одного до трёх часов, общее время выполнения заданий составило более 20 часов, а ведь ещё была подготовка! С этой точки зрения участие в олимпиаде – такие экстремальные курсы повышения квалификации. Поэтому действительно уроки становятся разнообразнее – и с точки зрения того, чему учить, и с точки зрения того, как учить.

– Любое соревнование для вас – это про победу, про участие или про что-то большее?

– Я воспитан так, что если за что-то берёшься, то надо делать это хорошо – или тогда не браться вообще. Поэтому, конечно, здоровые амбиции в любом соревновании у меня есть. Однако самое важное – это атмосфера, которая царит на таких мероприятиях: атмосфера лидерства, достижений, профессионального развития, сотрудничества и сотворчества. Я прихожу на олимпиады за инсайтами, за вдохновением, за желанием развивать себя и систему.

– Информатизация и новые технологии сегодня – это основные инструменты обучения для учителя информатики. Конечно, нельзя обойти стороной «Московскую электронную школу». Как вы используете данный сервис на своих уроках? Может, есть какие-то ваши личные лайфхаки?

– Для меня «Московская электронная школа» стала инструментом, который позволяет решать практически любые педагогические задачи. На данный момент в Библиотеке МЭШ размещено более 60 моих уроков, и это, пожалуй, мой главный лайфхак – выстраивание цифровой образовательной среды с использованием платформы «Московской электронной школы». Всегда удобно, когда есть единая точка входа: в свои сценарии уроков я встраиваю и другие цифровые инструменты, позволяющие ребёнку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать глубину и широту изучения предмета в рамках одного урока. В этом случае не нужно будет прикреплять десяток файлов и ссылок, обмениваться информацией в мессенджере. Важно, чтобы ученик понимал, что «МЭШ» – это не только слайды и интерактив, но и инструмент персонализации образования, организации групповой работы и получения качественной обратной связи.



Новости





























































Поделиться