В советском образовании иногда вырастали удивительные женщины – фантастически деятельные, прогрессивные, веселые. Они уговаривали мужиков-начальников помогать школам и учителям, заботились о педагогах-новаторах. Сегодня мне сказали, что умерла Галина Макаровна Вебер. Она была такой…
Я как-то её спросил: «Галина Макаровна, чем я заслужил ваше хорошее отношение?». Она ответила: «Ты – ничем. Это твои родители. Это благодаря им ты такой умный получился. Я просто люблю умных».
Мне кажется, что вся гигантская энергия этой женщины, выросший в маленькой сибирской провинции, была направлена на то, чтобы помогать умным, чтобы сделать нашу страну страной умных.
И ещё на то, чтобы самой быть умной и все время учиться. До последнего инсульта она училась. Она звонила мне и спрашивала про какие-то новые книжки или про какие-то выступления.
Вообще этот тип руководителя образования последних советских лет мне кажется чрезвычайно примечательным. Благодаря таким людям советская школа приобретала гуманистические черты, развивалась.
Когда в 1987 году меня назначили директором школы и я начал делать все возможные ошибки, то Галина Макаровна, которая была первым заместителем регионального начальника образования, взяла меня под крыло. Она приезжала пару раз в месяц в школу и спрашивала, как идут мои дела, интересовалась содержанием наших экспериментов, высказывала очень интересные, основанные на гигантском опыте суждения. Она понимала, что эксперименты и инновации несут риски, но не боялась, поскольку была уверена, что без этих рисков, без свободы учителя и директора нет развития. И она поддерживала не только наш эксперимент. Десятки учителей и директоров школ находили у нее поддержку своих инициатив. Именно Галине Макаровне принадлежит замечательная идея краевых инновационных комплексов, в которых объединялись практики и ученые.
Она сыграла абсолютно ключевую роль в открытии ранее закрытого Красноярска для международной кооперации.
Знавшая по-английски только Hello, она не боялась взаимодействия ни с Западом, ни с Востоком.
Она была уверена, что российская педагогическая культура может охватывать все, что происходит в мире. Именно благодаря ей были начаты очень содержательные проекты с Британским советом, с Голландией.
Проведя большую часть жизни на высоких бюрократических должностях, Галина Макаровна не стала чиновницей. Работу свою она всегда воспринимала как увлечение, как призвание. Мы, кстати, с ней обсуждали дискуссию по поводу выражения «образовательная услуга».
Она говорила, что не видит ничего плохого в этом, если ты оказываешь услугу как часть твоего служения.
Такие чиновники выстраивают вокруг себя команды товарищей. Галина Макаровна была знаменита выстраиванием команд, зажиганием людей. Поэтому сегодня о ее уходе горюют сотни друзей, которые входили в эти команды, которые чувствовали её поддержку. Она ввела в практику развития образования в Красноярском крае коллективные способы мышления, организационно деятельностные игры, в которых была едва ли не главной заводилой. При этом команда была для неё не просто трудовым коллективом, а кругом друзей, которые и работали, и пили, и пели, и переживали друг за друга.
Галина Макаровна очень любила пение в компании. Я помню, когда мы ехали по Англии, она начала петь, и вся наша делегация (человек семь) запела вслед за ней.
Мы пели грустные народные песни и современные песни типа «Надежда – мой компас земной», и её любимую песню на стихи Ярослава Смелякова «Если я заболею, к врачам обращаться не стану». Я сидел в автобусе недалеко от нашего хозяина – директора местной школы, который вёл наш микроавтобус, и увидел, что он плачет. Я спросил, почему он плачет. Он сказал: «От зависти – вы счастливые люди, потому что вы друзья»…
Огромное счастье, что мне и множеству других людей удалось её встретить, получить её поддержку.
Счастье, что с ней был ее замечательный спутник Виталий Павлович, ее сын, любимая внучка.
Сегодня в память о ней я хочу оставить здесь ссылку на прекрасную песню, которую мы иногда пели вместе.