Дети // Колонка

Советник директора по воспитательной работе: кто это и зачем он нужен

Размышляет социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк.

Советник директора по воспитательной работе: кто это и зачем он нужен
Иллюстрация: behance.net

Первого марта 2021 года, в 10 регионах России начнется эксперимент: штатное расписание школ пополнится новой единицей – советником директора по воспитательной работе. (Звучит гораздо пафоснее, чем, например, «завуч по воспитательной работе»).

Насколько я знаю, никаких советников у директоров школ прежде не было.

«Будь готов! Всегда готов!»

В советское время вопрос о том, должна ли воспитывать детей школа или это дело семьи, не стоял: поскольку школа – институт государственный, то государство передавало школе важную роль транслировать неокрепшим юным душам государственную идеологию.

С первого по последний класс все школьники последовательно проходили через детские организации, для этого предназначенные. Многие взрослые, прошедшие через советскую школу, еще помнят слова клятвы, которую они давали, вступая в пионеры: «перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза. За дело борьбы Коммунистической партии будь готов!» Далее следовали слова: «Всегда готов!»

В первые постсоветские годы тема государственного воспитания в школе ушла на второй, если не на более дальний план, вместе с шестой статьей Конституции и запретом на единую государственную идеологию, хотя само воспитание из школы не ушло и уйти не могло. Ведь воспитание – это не только открытые призывы; любое длительное общение учителя с ребенком, особенно маленьким, это и воспитание в том числе. Учитель не только преподает предмет, он общается с детьми, и в этом общении всегда присутствует передача норм, ценностей, правил общения и прочее. Это неизбежно, и ничего плохого в этом нет.

А что же в настоящем?

Единой идеологии в нашей стране нет до сих пор, но чем дальше, тем больше государство транслирует гражданам, в том числе школьного возраста, нечто, идеологию все больше напоминающее, а именно поворот к консервативным ценностям, якобы присущим нашему народу, элементы милитаристской риторики, которые подаются как истинный патриотизм, и так далее.

Растет число военизированных кадетских классов, которые есть уже во многих школах, вводятся уроки патриотического воспитания, уже пятый год по всей стране действует детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия», за участие в котором некоторые университеты дают при поступлении дополнительные баллы за личные достижения.

Казалось бы, военно-патриотического воспитания школьников вполне достаточно, его уже очень много. Если вся эта система работает, то школьники должны выходить из школы вполне воспитанными, то есть усвоившими военизированный патриотизм.

Но нет, как показывают социологические опросы, среди юных (18–24-летних), то есть прошедших школьное воспитание, больше всего недовольных ситуацией в стране, более того, очень много заявляющих, что хотят из страны уехать. За последние годы резко помолодели протестные акции. В них участвует мало школьников, но очень много студентов, то есть ребят чуть постарше. Это показывает, что воспитательная система работает плохо, не соответствует она запросам времени и интересам юного поколения. В такой ситуации можно было пойти двумя путями: перестать так сильно давить на подростков военизированным патриотизмом или давить еще сильнее, чтобы испугались.

Ради чего всё это затевается

Судя по всему, решили пойти вторым путем. Появляется новая должность – того самого советника директора по воспитательной работе. Кроме воспитания в здании школы, он призван заниматься воспитанием и за ее воротами: следить за внешкольным досугом детей и подростков, за тем, с кем они общаются, и предостерегать против противоправных поступков. Главным противоправным поступком является желание принять участие в протестной деятельности и его реализация. Фактически ради этого вся эта история и затевается. Повторю: очень мало школьников выходит на акции, уже сейчас в школе с ними «проводят работу», санкции применяются к их родителям. Неужели предполагается, что их будет становиться больше и больше?

Конечно, ни один советник не может следить за тем, с кем и как общаются дети – их в школе много сотен. Вряд ли это будет поручено и так перегруженным учителям.

А вот отслеживать соцсети подростков на предмет благонадежности и стремления выйти на улицу с высокой вероятностью начнут.

А потом с неблагонадежными и их родителями будут проводить разъяснительную работу в разных формах. Ради этого, скорее всего, все и затевается.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube