Идея этой статьи появилась еще в начале января.
В одной из соцсетей, где собрались небезразличные к цифровой школе и сервисам люди, мы обсуждали очередной интернет-ролик о запрете цифровых ресурсов и сервисов.
На эмоции от неоднозначного ролика наложилась информация о вступлении в действие новых санитарных норм и правил, которые запрещают применение смартфонов в образовательном процессе, да и планшеты можно только с диагональю более 10,5 дюйма.
Так вот, комментируя ролик, я обратил внимание участников группы, что не все дети после общего образования попадут в колледжи или вузы, часть из них вынуждена будет пойти работать и зарабатывать на самых простых профессиях, например дворником или доставщиком пиццы. При этом описал, что в обеих профессиях важным является использование смартфона. Ну посудите сами, возьмем с вами, например, дворника. Ему дают задание убрать снег возле вашего дома. После уборки он сразу же фотографирует состояние двора и отправляет в управляющую компанию. Для дворника это подтверждение выполненной работы, для управляющей компании – аргумент на случай жалоб жильцов.
Иногда это работает и по-другому, кто-то из жильцов жалуется на мусор через портал «Добродел», прикрепляя фото с геопозицией, задача дворника – найти точку на вверенной ему территории и убрать. При доставке пиццы добавляется работа с заказами, геопозицией, кассовым терминалом и т.д. То есть это те самые навыки, которые нужны для жизни после школы.
Мне показалось, что было бы разумным, если бы школа этим навыкам учила так же, как ранее учила пользоваться шариковой ручкой или еще раньше – каллиграфии.
Тогда в одном из комментариев настоящий педагог-новатор Анатолий Шперх, известный сотнями идей применения смартфонов в учебном процессе, от цифровой лаборатории по физике или биологии до географических квестов на открытом пространстве или создания элементов дополненной и виртуальной реальности, зацепился именно за этот факт. Приведу фрагмент цитаты:
Естественно, я тут же попросил группу составить список профессий, которые могут быть доступны выпускнику школы, который точно не идет в вуз или в СПО.
Мне очень хотелось проанализировать их деятельность с точки зрения применения различных гаджетов и сервисов и вернуться к требованиям СанПиНа, содержанию образования, применяемых в школе инструментов, сервисов, методик именно с точки зрения их применения в дальнейшей жизни.
Ведь школа же должна выпускать человека в жизнь, готовить его ко взрослой жизни и давать шанс принести пользу и себе, и людям. Приведу выдержку из опроса.
Список профессий, которые могут быть доступны выпускнику школы, который не идет в вуз или в СПО
- Курьер (товары, продукты, еда и т.д.).
- Грузчик.
- Официант.
- Маркировщик товаров.
- Уборщик (внутри зданий, ковры, окна и т.д.).
- Дворник.
- Водитель.
- Блогер.
- Кассир.
- Сотрудник колл-центра.
- Оператор ЭВМ.
- Промоутер.
- Мерчендайзер.
- Администратор (квеста, парикмахерской, салона и т.д.).
- Почтальон.
- Менеджер по продажам.
Давайте посмотрим на несколько самых простых позиций этого списка с точки зрения применения смартфонов, планшетов, цифровых сервисов и гаджетов.
- Курьер. Все мы видели курьеров, которые быстро привозят пиццу, одежду или продуктовые наборы из магазина. В 2020 году это была, наверное, самая востребованная профессия. Так вот, в этой деятельности у каждого курьера помимо средства передвижения и сумки обязательно есть рабочий смартфон (или планшет).
Во-первых, по геопозиции сам курьер находит адресата и несет ему заказ.
Во-вторых, в смартфоне у курьера имеется вся информация о заказе на случай разных ситуаций и уточнений.
В-третьих, это просто телефон.
В-четвертых, в случае частичного или полного отказа от заказа курьер через свой смартфон может внести правки в заказ, и дальше уже система проведет какие-то операции (вернет сумму или пересчитает стоимость) и т.д.
В-пятых, любая сложная ситуация может быть задокументирована на смартфон в фото- или видеоформате.
В-шестых, это коммуникация с офисом, заказчиком, другими курьерами через корпоративный чат.
В-седьмых, это и личный кабинет, в котором курьер видит количество выполненных заказов, заработанную сумму и многое другое. - Грузчик. Здесь вообще очень широкая категория людей, которые помогают загружать фуры или перевозить мебель, которые загружают автомобили в магазинах, которые разгружают вагоны. Во всех этих местах сейчас очень активно, как минимум для коммуникации, используется смартфон. На самом деле в большинстве «продвинутых» компаний ведется фото- или видеоучет выполненной работы. Пришла фура, сняли на видео снятие пломбы, открыли двери и проверили товар на целостность. Снова сделали фото. В случае выявления течи, подмокания, замятостей снова сфотографировали и ушли делать акты. Получение поручений также приходит через смартфоны. Смартфон вообще стал незаменимым средством коммуникации.
- Официанты. Безусловно, тут еще не всё так сильно развито, как в других сферах, но в большинстве кафе стоят цифровые столы заказов, а через смартфоны считываются QR-коды различных программ лояльности. Есть и кафе, в которых заказы принимаются на планшетах, через специальное приложение. Опять же 2020 год очень сильно подтолкнул кафе и рестораны к использованию цифровых сервисов, а значит и потребность в цифровых компетенциях сотрудников растет.
- Уборщик. По сути, профессия очень схожая с дворником. Но если уборщик работает на клининговую компанию, то это и система заказов, и отправляемые фотоотчеты, и поиск адресов, и получение заказов через сервисы типа YouDo или Profi.ru. То есть для современных работников смартфон становится неотъемлемой частью рабочей профессии.
- Водитель. Тут, думаю, все уже понимают, что будет упоминание сервисов навигации, учета выполняемых заказов, личный кабинет, оплата бензина. Есть и специфические сервисы, которые внедрены во многих автомобилях, типа оценки со стороны автомобиля за качество вождения или вывод через приложение смартфона сервисной информации с автомобиля. Эти специфические функции очень распространены в мире дальнобойщиков и сервисах персональных водителей.
Безусловно, я описал только некоторые профессии и с очень узкого ракурса применения ИТ-решений. Но и этого, на мой взгляд, достаточно, чтобы понимать абсурдность запрета смартфона в школе. Ведь школа – это про жизнь.
Если школа запрещает важнейший элемент современной жизни – смартфон, в котором есть и компас, и уровень, и микроскоп, и фотоаппарат, и вся коммуникация, и доступ к цивилизации, то, может быть, школа – это не про жизнь?
И не надо оправдывать абсурд запрета смартфонов неумением педагогов использовать их в учебном процессе или вредом для человека. Все мы понимаем – никакой приказ не запретит детям использовать смартфон за пределами уроков по 16–18 часов в день. Так почему же мы, взрослые, чиновники, регуляторы, заранее создаем условия, которые не будут выполняться детьми? Мы их сразу толкаем к различным схемам обхода глупых запретов, в том числе и на своем примере. Ведь я знаю, что есть тысячи педагогов, которые хотят и умеют применять смартфон на уроках. Есть те, кто проводит фронтальные и индивидуальные опросы через сервисы типа Kahoot и Menti, есть педагоги, кто использует вычислительные возможности смартфона на уроках математики или физики, есть педагоги, активно применяющие инструменты дополненной реальности в школьных уроках, есть педагоги, которые учат выбраться из леса, используя все возможности смартфона, есть даже приложения, превращающие смартфон в транспортир или микроскоп. Так почему вместо того, чтобы использовать смартфон как инструмент, мы снова наделили его мифическими вредными качествами и накладываем запрет?
Я уже молчу про новейшие профессии по управлению квадрокоптерами, видеосъемкой с беспилотников, дистанционным управлением компьютером и различными устройствами.
Почему вместе со смартфонами мы накладываем по сути запрет на новаторскую цифровую педагогику, которая не появится, если ничего нового нельзя будет использовать в учебном процессе?
И тогда вся затея с ЦОС, выделением миллиардов на этот проект, весь широкополосный доступ в интернет в школах уйдет в песок рафинированных, оторванных от реальной жизни приложений и сервисов, которые будут работать только в учебном варианте в рамках границ школы, только усиливая разрыв между школой и реальностью.