Задумывались ли вы о том, сколько навыков в своей жизни вы могли бы освоить без наставников и без соответствующих постепенных шагов?
Зона ближайшего развития
Вы точно уже сталкивались с таким понятием, как «зона ближайшего развития», даже если вы не догадываетесь о его значении. Достаточно вспомнить любую вашу встречу со школьным учителем, репетитором или тренером.
В большинстве случаев для обучения человеку потребуется наставник, способный понять и решить его проблемы на пути учения. А для педагога в свою очередь важно установить с вами некую связь, а затем обучить вас определенным навыкам.
Но как работает эта связь педагога с учащимся? На этот вопрос отвечает концепция «Зона ближайшего развития» психолога Льва Выготского, чья деятельность сегодня очень влиятельна в сфере образования.
Исходя из его теории, зона ближайшего развития – это диапазон способностей, которые индивид может выполнять с помощью взрослого, но пока не может выполнять самостоятельно. Человек близок к их овладению, но нуждается в большем руководстве и практике для самостоятельного выполнения.
Связь ребенка и взрослого
Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. ЗБР – это область, ограниченная с двух сторон: с одной стороны граница проходит там, где ребенок способен успешно действовать самостоятельно, с другой – где он не может успешно действовать даже в сотрудничестве со взрослым.
Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития.
Чтобы помочь человеку перейти в зону ближайшего развития, педагоги сосредотачиваются на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:
- наличие кого-то со знаниями и навыками, выходящими за пределы обучаемого (более осведомленный другой);
- социальные взаимодействия, которые позволяют ученику практиковать свои навыки;
- скаффолдинг, или вспомогательные мероприятия, предоставляемые наставником, которые помогают ученику в ЗБР.
При своей концепции Л.С. Выготский оставался убежденным сторонником формального школьного обучения, в основе которого лежит прежде всего вертикальное взаимодействие «учитель-ученик», и первостепенную роль играет именно усвоение научных понятий.
Поэтому его концепцию нельзя отнести к категории «нестандартных методов обучения», основанных на близком, неформальном взаимодействии между учеником и учащимся.
Более того, по мнению авторов коллективной монографии «Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории», «можно сделать вывод, что, с точки зрения Выготского, понятия обучения и зоны ближайшего развития – это синонимы или даже тавтология».
Обучение, по его мнению, специфично лишь для человека, но не для животных, которые способны только к выучке посредством дрессировки.
Не случайно многие критики Л.С. Выготского во многом справедливо упрекают его в том, что, призывая «...к изучению взаимодействия как внутренних, так и культурных факторов, сам он уделял внимание преимущественно последним».
Его концепцию так же часто упрекали в том, что постоянное проявление посторонней помощи обучаемому может подорвать независимость в собственных действиях. На что психолог неоднократно отвечал: «С помощью других ребенок в состоянии решать задачи, с которыми он не смог бы справиться самостоятельно».
Тем не менее сама по себе идея зоны ближайшего развития является бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом.
Эксперимент Брауна. Уже в наше время был проведен целый ряд исследований, проверяющих теорию Л.С. Выготского.
Есть доказательство того, что концепция Выготского также стимулировала возобновление интереса к самому процессу обучения.
В 1985 году А. Браун и Р. Феррара предприняли попытку оценить, насколько этот показатель (зона ближайшего развития) действительно помогает определить потенциал обучаемости детей, и результаты их исследований оптимистичны.
В эксперименте учитель показывает детям пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод «взаимного обучения» – дети по очереди «становятся учителем» и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий.
Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является существенной частью процесса обучения.
Прежде всего в эксперименте А. Брауна внешняя поддержка деятельности индивида организована преимущественно по горизонтали, а не по вертикали: главный источник необходимой помощи и стимуляции – группа сверстников, а не учитель.
При этом она отвечает и актуальным потребностям развития младших школьников: носит отчасти игровой характер, но направлена на создание реального социально значимого продукта и позволяет проявить себя в межличностном взаимодействии в малой группе.
Для того чтобы дети могли осваивать новые навыки, он предложил объединять более компетентных учащихся с менее квалифицированными.
Таким образом учитель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих учащихся. Это пример того, как при выстроенном расстоянии педагог становится «близким», обеспечивающим социальную взаимосвязь между одноклассниками.