Чуть более года прошло с того момента, как в июне 2020‑го указом Президента Российской Федерации в Закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения в части усиления его воспитательной составляющей. Воспитание вновь возвращается в образовательную повестку, и этот факт, безусловно, можно только приветствовать. Однако большая работа, проделанная в этой сфере многими педагогами за прошедшие два с небольшим года, может оказаться бессмысленной. Впрочем, обо всем по порядку.
В 2019 году в рамках государственного задания Институтом стратегии развития образования РАО была разработана Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций. Апробация прошла в 730 школах 83 регионов, в ней участвовали 57 экспертов – ведущих специалистов страны в области теории и практики воспитания. В июне 2020 года Примерная программа воспитания была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию и включена в реестр образовательных программ, представленных на сайте Министерства просвещения РФ.
Коллективом разработчиков программы был подготовлен целый пакет методических материалов, сопровождающих процесс написания и реализации рабочих программ воспитания в школе (к примеру, методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к действиям»). Это существенно облегчило работу с программой и педагогам, и методистам институтов развития образования. 2019 и 2020 годы стали этапом повышения квалификации педагогов в сфере воспитания. Курсы, семинары, мастер-классы прошли во всех субъектах РФ. В итоге многие педагоги поняли, как организовать эффективную воспитательную деятельность в школе, как разработать собственную программу воспитания, и главное – как запустить в школе работу по ее реализации.
Разработчики Примерной программы воспитания (сотрудники лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО) в своих статьях и выступлениях подчеркивали, что программа – лишь документ, а он, естественно, воспитывать не может. Воспитывает совместная деятельность педагога со школьниками, та ценностно-ориентированная коммуникация, которая эту деятельность сопровождает, те отношения, которые возникают в процессе этой деятельности. Программа лишь показывает варианты, как этого можно добиться наилучшими способами.
Что отличает Примерную программу воспитания от тех документов, которые существовали ранее в сфере воспитания?
Во-первых, ее основа – деятельностный подход к воспитанию, декларирующий приоритет совместной деятельности педагогов и школьников, во-вторых, отказ от дробления целостной, по сути, воспитательной работы педагогов на так называемые направления (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и т. п.), в-третьих, модульный принцип построения программы.
Модули программы отражают основные виды совместной деятельности педагогов и школьников, в ходе которой осуществляется воспитание. Они появились не случайно и стали результатом долговременного тщательного изучения массовой практики, анализа предыдущих программ воспитания, опыта собственной работы в школе разработчиков программы. Все это позволило включить в примерную программу инвариантные модули, деятельность в рамках которых встречается в каждой школе, и вариативные, которые школа может выбирать и дополнять сама. Таким образом, модульный характер программы предполагает самостоятельность образовательных организаций в построении собственной, только их, рабочей программы воспитания.
Отказ от традиционных направлений воспитания, ставший еще одной особенностью программы, основан на давно утвердившейся в педагогике мысли о том, что каждый вид деятельности чаще всего сочетает в себе признаки нескольких направлений.
Так, традиционный школьный поход по местам боевой славы, к примеру, может не только воспитывать ценностное отношение к Родине и гражданственность, но и формировать бережное отношение к природе (экологическое воспитание), привычку к здоровому образу жизни (физическое воспитание) и т. п. Такой подход облегчает работу педагогов, так как освобождает их от необходимости вписывать осуществляемую ими деятельность в прокрустово ложе зачастую неуместных направлений воспитания.
Программа делает ставку на преодоление мероприятийного характера воспитания, подчеркивает, что важна не организация педагогом для детей отдельных мероприятий, а организация им вместе с детьми совместных дел – интересных, полезных и являющихся предметом их общей заботы. Причем главное в таких делах не сам факт их проведения и тем более не их количество, а то, какие отношения складываются в детско-взрослой общности, какие эмоции переживаются детьми и педагогами, каково содержание их совместной деятельности. Именно это может сделать жизнь ребенка в школе интересной и полезной для его личностного развития.
Есть еще одно немаловажное отличие программы воспитания – она написана не канцелярским, а понятным педагогам грамотным литературным языком. При этом в ее основе лежат ясные методологические основания. Программа инструментальна, в ней внятно изложено то, что может делать педагог, ставящий перед собой цель личностного развития ребенка.
Фокус ее – в отношениях, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов, школьников и родителей, то есть всех участников воспитательного процесса.
Примерная программа воспитания стала ориентиром для школ России, на ее основе в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» школы создавали свои рабочие программы, которые начали реализовывать с 1 сентября 2021 года.
Далее случились удивительные вещи. В августе этого года специалистами Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (без привлечения разработчиков уже принятой и апробированной программы) был подготовлен еще один вариант программы, позиционируемый как «улучшенная ее версия». Ее авторы захотели остаться неизвестными. Размещенный на сайте Института изучения детства, семьи и воспитания документ позиционируется как «программа воспитания», на семинарах института говорится, что скоро она будет утверждена, а значит, педагоги по щелчку перепишут свои программы и изменят свою работу.
Стоит заметить, что при кажущейся внешней похожести так называемая программа базируется на совсем иных принципах, нежели Примерная программа воспитания. Этот документ совершенно про другое. Фактически авторы альтернативной программы предлагают вернуться к уже давно отвергнутому педагогической наукой и практикой «портретному подходу», в рамках которого для каждого возраста формируются «портреты», характеризующие те качества, формы поведения и черты личности, которые должны быть сформированы у учащихся к тому или иному возрасту. Как инструмент достижения этого предлагаются мероприятия, а также позитивный контент – фильмы, литературные произведения и т. п. Не умаляя достоинств тех или иных художественных произведений, стоит признать, что надеяться на то, что они обеспечат формирование личности сами по себе, по меньшей мере наивно. Такая ставка в серьезном документе вызывает недоумение и сомнения в компетентности разработчиков.
Альтернативная программа – это попытка механистически соединить научно обоснованные и проверенные практикой положения существующей Примерной программы воспитания с идеями спорными, иногда устаревшими, а порой и имеющими далекое отношение к воспитанию. Как результат – внутренняя противоречивость документа, являющаяся серьезным препятствием для его понимания прежде всего педагогами и тем более для реализации на практике. Сам текст документа при этом увеличился в два раза, что не сделало его понятнее и доступнее.
Предлагаемый текст представляет собой набор отдельных информационных фрагментов. Он не имеет целостности, системности и обоснованности ни с точки зрения теории воспитания, ни с точки зрения методических основ создания подобных документов. Налицо смысловая разорванность текста, нарушение логики понимания воспитательного процесса. Программа перегружена запутанной и малопонятной педагогу псевдонаучной терминологией. В тексте альтернативной программы появилось перечисление набора подходов к воспитанию, причем без всякого пояснения, почему перечисляются именно они. Складывается впечатление, что это формальная и очень неудачная попытка онаучить текст, который на самом деле игнорирует достижения педагогической науки. В перспективе это может вызвать отторжение программы практиками или просто имитацию ими воспитательной работы по такой программе.
Попытки жестко соотнести планируемые результаты воспитания с возрастом, к сожалению, неудачны: в отличие от развития когнитивных качеств нравственные качества развиваются в ребенке неравномерно, не поступательно и неодинаково с другими детьми того же возраста. Это создает риск возникновения психотравмирующих ребенка ситуаций, когда требуемые такой программой к определенному возрасту результаты будут формироваться авторитарно, без учета индивидуального темпа развития ребенка.
Новый документ демонстрирует непонимание его авторами процессов коллективообразования. В нем предложены довольно примитивные способы создания детского коллектива.
Реально на предлагаемых основаниях создать детский коллектив не получится. Это скорее приведет к примитивизации работы педагогов с детьми и забвению того богатого опыта коллективообразования, который есть в отечественной педагогике в лице Антона Макаренко, Василия Сухомлинского, Игоря Иванова, Людмилы Новиковой. Они, как известно, мероприятий не проводили и направлений в воспитании не использовали.
Но главное, на наш взгляд, – это то, что появившийся текст демонстрирует простое неуважение к педагогу. Ему как бы говорят: «Не важно, как и что вы делаете сейчас, скоро вы будете делать по-другому, не задумываясь о том, насколько это соответствует вашим представлениям о воспитании». Похожая ситуация уже произошла, когда на заседании Общественной палаты РФ разработанная этим же институтом примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций была раскритикована, и профессионалы, авторитетные в мире образования, рекомендовали ее отозвать.
Поэтому вызывает серьезное опасение дальнейшее продвижение этого документа, что как минимум окончательно запутает педагогов, которые только начали знакомиться и осваивать основные формы и методы результативного воспитания школьников. Это потребует и существенных затрат для организации повышения квалификации педагогов (фактически убеждения их в том, что они все делали не так, как теперь надо), поставит под угрозу те позитивные начинания, которые возникли в школах благодаря усилению воспитательной составляющей Закона «Об образовании в РФ».
Владимир КРУГЛОВ, Павел СТЕПАНОВ, Наталья СЕЛИВАНОВА и коллектив авторов и экспертов Примерной программы воспитания Института стратегии развития образования РАО