Образовательная политика // Статья

«Сильный региональный центр – это локомотив образовательной политики»


«Сильный региональный центр – это локомотив образовательной политики»

11 ноября в рамках XVII Красноярского городского образовательного форума состоялось открытие образовательного трека «Муниципалитет как площадка образовательной политики», на котором выступили представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, ведущие специалисты в области образования, представители педагогических СМИ.

В самом начале дискуссии научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что показателями успешного образования сегодня становятся не только результаты ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, но и уровень развития города.

«Сегодняшнее обсуждение – это важный этап в формировании тех направлений, на которые могут ориентироваться органы всех уровней власти при оценке деятельности работы муниципальных руководителей», – подчеркнул он.

Мэр Красноярска Сергей Еремин отметил социализацию школьников как одну из важнейших задач городского образования, однако председатель городского Совета депутатов Красноярска Наталия Фирюлина констатировала, что действующие индикаторы, измеряющие качество образования, имеют отдаленное отношение к требованиям граждан по расшколиванию, формированию у детей новых компетентностей, их социализации и последующему трудоустройству.

В то же время город делает первые шаги по решению этих задач: например, из муниципального бюджета уже выделяются деньги на организацию трудовых отрядов старшеклассников.

«Но далеко не всем детям интересно сегодня заниматься только уборкой города, и мы точно можем пойти дальше, предложив подросткам более креативные виды деятельности. И тогда у нас появится возможность выделять средства на эти цели», – сообщила Наталия Фирюлина.

В заключение она подчеркнула, что эта работа требует другого типа управления школами и образовательным процессом, повышения квалификации учителей.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любови Глебовой, «сильный региональный центр – это локомотив образовательной политики», а «инициатива Красноярска по доступности качественного образования для всех должна стать предметом федерального мониторинга и дальнейшего распространения».

По ее словам, в федеральном законодательстве заложены большие возможности для реализации успешной образовательной политики, но все зависит от реальных отработанных механизмов их применения на практике и финансовых ресурсов регионов.

По словам Александра Адамского, исследование МГПУ об опыте формульного управления в Москве за последние 10 лет доказало, что первостепенное значение для эффективной образовательной политики имеют институциональные решения, а объем финансирования – на втором месте.

Выступление советника–наставника мэра Москвы, президента Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ Исаака Калины стало ярким доказательством этого тезиса.

«Прозрачная, логичная и объективная формула финансирования – это инструмент выравнивания в сфере образования, а именно справедливость консолидирует общество. Формульный подход – важнейший механизм мотивации школ на обеспечение высоких образовательных результатов», – убежден Исаак Калина.

Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов обратил внимание на интересный опыт столицы по созданию межрайонных советов директоров – сетевых структур, в рамках которых горожане могут принять участие в реализации образовательных проектов.

Также он выступил с предложением расширить список городов федерального значения за счет региональных центров с миллионом и более жителей. Пока в этом списке – только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, а также особый статус имеет образовательный центр «Сириус» в г. Сочи, задача которого - раннее выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

По убеждению ректора МГПУ (и, кстати, уроженца Красноярска) Игоря Реморенко, интеграция городской среды в образование – это условие качественного достижения единого образовательного пространства. Большую роль в этом играют университеты, в том числе МГПУ, специалисты и студенты которого не только исследуют инновационные наработки столичных школ, но и сами активно участвуют в городских практиках.

Как отметила министр образования Сахалинской области Анастасия Киктева, в Южно-Сахалинске концепция города образования осуществляется с 2019 года по таким направлениям, как интеграция системы общего и дополнительного образования, полилингвальное обучение в дошкольных организациях, цифровизация. Расширен допуск на рынок поставщиков образовательных услуг.

По словам Анастасии Киктевой, в развитии образования Южно-Сахалинска также большую роль играет взаимодействие с Сахалинским госуниверситетом – и в плане подготовки педагогов, и в привлечении школьников в проекты по профориентации, и в их дальнейшем закреплении в родном крае по таким востребованным специальностям, как цифровая и транспортная логистика, строительство в опасных зонах, исследование Мирового океана и других.

Вскоре на базе этого вуза планируется создать научно-образовательный центр как площадку инноваций, открытую не только для студентов и преподавателей, но и для всех горожан разных возрастов и профессий.

В октябре в Южно-Сахалинске состоялся семинар по социальному проектированию, в рамках которого все заинтересованные жители, включая школьников и педагогов, внесли свои предложения по развитию города и образования.

Руководитель департамента образования г. Перми Анна Деменева рассказала о том, что основное значение в этом крупном уральском промышленном городе придается преодолению конкуренции между школами и включению их в сетевое сообщество для совместного поиска конструктивных решений в области развития фундаментального образования, функциональной грамотности, воспитания и цифровизации. При этом профессиональный рост учителей достигается за счет формирования у них новой компетенции – сетевого педагога.

В завершение дискуссии Александр Адамский сформулировал ключевые направления развития идеи города как образовательного пространства: создание нового типа управления в этой сфере; преодоление финансового неравенства между школами; роль университетов как ключевых факторов развития города и вовлечение граждан в социальные проекты своих муниципалитетов.

Он отметил, что «отличительная особенность городов, ставших локомотивами образования – борьба за человеческий капитал и создание особой атмосферы, которая способствует росту инноваций в системе образования».



Новости





























































Поделиться