Партнерский материал // Статья

Особенности олимпиад для младшей школы: процесс важнее результата

Игровые ситуации, обратная связь и обучение – как олимпиада может вовлечь младшеклассника в образовательный процесс.

Особенности олимпиад для младшей школы: процесс важнее результата

Олимпиады для средних и особенно старших классов нацелены на выявление лучших среди одаренных и умеющих учиться детей.

В начальной школе, когда дети только осваивают учебные действия и интересуются почти всем подряд, соревновательность скорее демотивирует. В этом возрасте важнее помочь школьникам включиться в образовательный процесс и поддержать их широкий познавательный интерес. Как этого добиться, рассказывают эксперты.

Цель – заинтересовать

К старшим классам школьники начинают понимать, зачем участвовать в олимпиадах, особенно если победа в них обеспечивает поступление в престижные вузы.

Чем младше школьник, тем сложнее с мотивом.

«У меня была хорошая начальная школа, где проводилось много олимпиад, а родители поощряли мое участие в них, – рассказывает Юлия Панченко, руководитель команды России на Международной олимпиаде по лингвистике, в прошлом победительница ВОШ и других олимпиад. – Я участвовала, но не понимала, зачем я это делаю. Помню, мы с подругой тогда друг у друга списывали, и я очень удивилась, когда мама сказала, что это плохо. Мне-то хотелось совместной деятельности».

По мнению Панченко, в начальной школе главная цель олимпиад– заинтересовать детей предметом. В средних и старших классах эта же цель должна сохраниться, ведь многие школьники не успевают определиться со своими интересами и к поступлению в вузы. Однако с взрослением участников олимпиады должны обрастать дополнительными целями: отбор лучших, предоставление им бонусов при поступлении и выдвижение на международные конкурсы.

В начальной школе соревновательность может навредить. Как говорит психолог Алексей Обухов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, если вместо радости от участия в олимпиаде ребенок переживет травмирующий опыт неуспеха, это уведет ребенка от желания заниматься таким интеллектуальным действием.

В начальной школе ребенок должен соревноваться с задачами, уверен Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования, организатор многих олимпиад. Как же этого достичь?

Игровые элементы

По мнению популяризатора науки Николая Андреева из Математического института им.В.А. Стеклова РАН, в младших классах невозможно всерьез говорить об изучении наук, дети только учатся логически рассуждать. «Но олимпиада «по математике» для начальной школы – интересная задумка, – говорит Андреев, – особенно если она будет проведена красиво: с интересным сюжетом, с иллюстрациями и интерактивом – так, чтобы дети увидели красоту в темах, которые проходят на уроках в классе, увидели что бывают не только школьные сюжеты, чтобы им понравилось решать задачи».

В «Кенгуру», «Русского медвежонке» и других конкурсах для младшеклассников методисты специально разрабатывает и тестирует на детях определенного возраста задания, чтобы они были интересны: головоломки и ребусы, задачи с юмором, ситуации из жизни или наоборот на совершенно новом интересном материале. «Наша идея – привлечь всех, показать детям, что русский язык не скучный и занудный, в нем много интересного, о чем даже не говорят в школах, – объясняет научный руководитель конкурса «Русский медвежонок» Елена Муравенко. – Наше мероприятие даже называется игра-конкурс».

У онлайн-олимпиад, например, у новой «А я знаю» Яндекс.Учебника, задания бывают объединены героями и сюжетом, как главы в книге, и красочно иллюстрированы. Как считает Муравенко, это прекрасно работает до 5 класса, а вот уже подростков развлекательность может раздражать, особенно если она перевешивает содержание.

Однако игровые формулировки поощряются даже на международных олимпиадах.

Как рассказывает Юлия Панченко, для лингвистической олимпиады организаторы придумывают задания, в которых, например, предлагают участникам помочь лингвисту найти ошибку в его теории. «Такие формулировки показывают связь того, что вы делаете на олимпиаде, с реальной работой лингвистов, дают примерить на себя эту роль, – считает эксперт. – Это особенно актуально для более младших участников. Но такое принято во многих олимпиадах по лингвистике. Например, в Североамериканской олимпиаде очень много таких игровых заданий».

Легализовать подсказки

Конечно, задачи для младшеклассников должны основываться не на глубоких знаниях, а на здравом смысле и информации из задания, считает Андриан Влахов, старший преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ, который участвует в организации ВОШ по русскому языку. Но даже в этом случае нестандартные олимпиадные задачки могут испугать слабых детей. Как же помочь ребенку решить хотя бы одну задачу и втянуться дальше?

«Если ребенок один раз поучаствовал, второй раз, его никуда не направили, не дали подсказку, то он на третью олимпиаду просто не пойдет и скажет: «Математика – это жутко трудно, неинтересно», – говорит школьный учитель математики из Челябинска и популяризатор своего предмета в «Тик-Токе» Петр Земсков. – А тут ему чуть-чуть подсказали, и он: «Боже! Как же я не догадался?» И дальше сам. На следующей олимпиаде он будет готов решить другую подобную, а, может быть, даже и не подобную задачу. Он будет готов к тому, что на задачу можно посмотреть вообще с другой стороны. Так что я за подсказки».

Задания не с прямыми, а с задающими направление решения подсказками (дополнительный материал, наводящие вопросы) иногда встречаются даже на международных олимпиадах. Там они работают как инструмент и вовлечения, и отбора: кто решил задачу до подсказки, получает больше баллов. «Мне как человеку, которому повезло быть успешным в олимпиадах начиная с начальной школы, наверное, было бы обидно, если бы тем, кто решал с подсказкой, давали бы столько же баллов, сколько и мне, – говорит Юлия Панченко. – Но как человеку, который сейчас работает со школьниками, мне важно, особенно в начальной школе, не поощрять гонки за баллами, потому что детям этого еще хватит и в средней, и старшей школе».

Большинство экспертов уверены, что в начальной школе подсказки не обязательно должны отражаться на баллах: найти решение на основе новой информации, возможно, даже ценнее. Но тех, кто не воспользовался подсказкам, можно поощрить дополнительными бонусами, считает Николай Андреев.

Олимпиада круглый год

Олимпиада может стать частью образовательного процесса: дети что-то узнают, готовясь к ней, получают новую информацию и тренируют навыки во время олимпиады и даже после окончания. По словам Алексея Обухова, ключевой признак обучающей олимпиады – содержательная обратная связь, позволяющая участнику развиваться. «Как в играх: прошел уровень – открываются новые горизонты, – объясняет Обухов. – Например, ребенок в финале получает цифровую иллюстрированную книгу, которую может изучать. Разбор задания после олимпиады тоже очень продуктивная практика».

Собственно саму олимпиаду никто не мешает растянуть на весь учебный год. «В обучающей олимпиаде нужно время, – говорит Иван Ященко. – Ребенку, особенно в начальной школе, сложно понять два—три сюжета за один раз. Лучше начинать с одного и уж точно не заставлять понимать сразу несколько разных сюжетов». У него есть опыт проведения такой олимпиады на сайте образовательного центра «Сириус»: участникам выдается задача, через несколько дней – подсказка, а потом появляется ответ с разбором.

Так олимпиада может стать соревнованием с самим собой.

По словам Алексея Обухова, такой формат дает развивающий эффект, если ребенок видит свой прогресс. «Коллеги на Аляске, у которых случился рывок в образовании на цифровой платформе, сделали довольно примитивную визуализацию, – рассказывает Обухов. – По мере выполнения заданий у ребенка на экране закрашиваются деления, как при зарядке батарейки. Этого детям достаточно, чтобы видеть и осознавать свое продвижение».

Безусловно в длительных олимпиадах есть риск, что ребенку помогут решить задания старшие. «На мой взгляд, в этом возрасте не так важно, сам он решил или узнал что-то новое благодаря книге или разговору с родителями, – говорит Андреев. – Если он осмысленно может изложить решение задачи, значит, необходимого эффекта олимпиада добилась. Во-первых, ребенок узнал что-то новое, во-вторых, получил удовольствие от решения задач». А это и есть главная цель олимпиады в младшей школе.

28 сентября в Яндекс.Учебнике стартовали онлайн-олимпиады «А я знаю» по трем предметам для школьников 1–4 классов. Участники получат дипломы, а победители, решившие более 70% задач правильно, – ценные призы. Участие бесплатное, для этого нужно зарегистрироваться по ссылке.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube