Образовательная политика // Интервью

Евгений Бунимович: «Политика – это удел взрослых»

  • 25 января 2021

Евгений Бунимович: «Политика – это удел взрослых»
Иллюстрация: behance.net

23 января в более чем ста российских городах состоялись несанкционированные митинги в поддержку политика Алексея Навального. По сообщениям РИА Новости, предварительно в регионах на акциях задержали около 300 подростков, в том числе в Москве около 70, Петербурге порядка 30. Мы попросили председателя комиссии Мосгордумы по образованию Евгения Бунимовича прокомментировать эту ситуацию.

– Что Вы думаете по поводу участия подростков в акциях протеста?

Несколько дней до акции навязчиво раскручивали детскую тему, повсеместно взвинчивали «школьную» истерию... 23 января я поехал на Пушкинскую площадь. В течение 10 лет я был уполномоченным по правам ребенка в Москве, и мне приходилось защищать права детей во время митингов, в том числе летом 2019 года.

Могу сказать, что, конечно, людей 23 января было очень много, это так. И было много молодых лиц, это тоже правда. Но не увидел большого количества школьников.

И, если верить официальной информации о том, что 23 января в Москве было задержано около 70 подростков, это примерно соответствует статистике 2019 года. Некоторые родители пришли вместе с маленькими детьми, хотя, по моему мнению, это недопустимо. Ребенок может испугаться такой толпы или просто захотеть в туалет, да и эпидобстановка сейчас весьма напряженная. Я всегда призываю родителей уж точно не ходить на такие акции с маленькими детьми.

– Что касается подростков, надо ли их отговаривать от участия в акциях протеста?

– Начнём с того, что я уже человек не молодой, помню 90-е годы с их столкновениями и путчами, но даже в той ситуации мы обошлись без Гаврошей на баррикадах. Это важно. Считаю, что политика – это все-таки удел взрослых людей. По поводу маленьких детей, младших классов родителям нужно быть особенно внимательными. Что касается тех, которым уже вокруг 17–18, то здесь вопрос сложнее… Хочу напомнить, что, согласно Конвенции о правах ребёнка, которую подписало огромное количество стран, в том числе и Россия, государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, дети имеют право свободно выражать своё мнение, в том числе собираться в группы и т.д. И надо понимать, что в 18 лет молодые люди уже идут на выборы, создают семьи, призываются в армию, могут отдавать свой долг и даже свою жизнь за Отечество, вообще имеют полностью все гражданские права. И представить себе, что за неделю до 18-летия они ещё ничего не соображают и ни в чём не ориентируются, а после этого уже на всё имеют право – так не бывает, конечно.

Они всё-таки ещё не взрослые, но отказывать им в возможности высказать своё мнение тоже нельзя: это нарушение их прав.

Другое дело, что родители, учителя и все остальные должны быть готовы к тесному, открытому, серьёзному и уважительному диалогу, даже когда им приходится отвечать на самые неполиткорректные вопросы тинейджеров.

Именно когда мы, взрослые, не отвечаем на эти вопросы, когда мы отмахиваемся от них, мы теряем доверие подростков. У них обострённое чувство справедливости, они, может быть, не различают оттенков, часто видят только чёрное и белое. Наша задача – показать, что мир сложнее.

Как защитить права несовершеннолетних, которых задержала полиция во время митингов?

В свое время у нас была очень внятная договорённость с московской полицией об особом отношении к несовершеннолетним, попавшим в такую ситуацию. Потом, к сожалению, был период, когда это всё стало гораздо жёстче и опаснее для ребят. Сейчас, по моим данным, подростков старались отпускать, передавая родителям. Здесь надо понимать, что по закону родители должны забрать ребёнка, даже если ему завтра исполнится 18 лет.

Кстати говоря, вот чем должна заниматься наша школа – разъяснять законодательство: что такое нарушение порядка, что в любой ситуации нельзя выходить на проезжую часть, нельзя залезать на фонари и т.д.

На акции 23 января к вечеру, по свидетельству журналистов, подростки начали бросать снежки в омоновцев и полицейских, в их машины, восприняв это как игру. Задача школы – разъяснить им, где игра, а где уже не игра, за что можно понести наказание.

Вместе со специалистами МГПУ мы разработали много квестов, позволяющих отрефлексировать самые разные правовые ситуации. Сейчас надо бы разработать квест на тему участия в таких акциях, чтобы школьники понимали, что им угрожает в случае нарушения тех или иных норм поведения. И, кроме всего прочего, нужно, чтобы ребята хорошо понимали: при всём их гоноре и самостоятельности полиция их не отпустит, если их не заберут родители или лица, их замещающие. Особо хочу обратить внимание на 17-летних иногородних студентов, обучающихся в московских вузах: их родители находятся далеко, поэтому необходима нотариальная доверенность на родственников или кого-то еще, которые могли бы их забрать из отделений полиции. И не только в этих случаях.

– Вам не раз приходилось встречаться с подростками – участниками политических митингов. Как бы Вы их охарактеризовали?

– Все они разные: одни пришли похайповать, потусоваться (таких много), другие попали по чистой случайности, например, выйдя в магазин, и третьи – это ребята уже убеждённые, в том числе и знающие свои права. Есть те, кто приходит вместе с родителями, разделяющими их взгляды, а есть те, кто, наоборот, в конфликте с родными и не хочет предавать огласке данные своих родителей, и тогда их, увы, не могут отпустить. Они должны понимать, что скрывать эти сведения нельзя. Это очень серьёзный вопрос.

– Депутат от «Единой России» Евгений Марченко уже успел разработать законопроект об ответственности за вовлечение детей в несанкционированные акции и митинги, который предусматривает до пяти лет лишения свободы за подобные действия.

– Я могу сказать, что эта бесконечная серия закручивания гаек совершенно неэффективна и вредна. Доказать, что какие-то конкретные люди агитировали подростков участвовать в политической акции, довольно сложно, хотя, конечно, на тех взрослых, которые хотят достичь политических целей за счет детей, лежит ответственность, которая и так уже прописана законодательно. Но бесконечно усиливать ее бессмысленно.

Я бы своему коллеге посоветовал написать другой законопроект – об ответственности депутатов, которые должны встречаться с людьми, с подростками, отвечать на их вопросы, а не прятаться от людей за бесконечными запретительными законодательными инициативами, как за кирпичной стеной.

Хочу особо подчеркнуть: никаких образовательных последствий для участников в виде гонений и тем более отчислений из школ и вузов не должно быть, в противном случае это будет противозаконно. Обращаю на это внимание как председатель комиссии Мосгордумы по образованию.

Мы все прекрасно помним, как одного студента однажды исключили за беспорядки с первого курса Казанского университета, и чем это все закончилось не только для него, но и для всей России. Не исключаю, что если бы Ильич спокойно доучился и получил диплом адвоката, Россия пошла бы по другому пути. Волну радикальных революционных настроений спровоцировали в том числе бесконечные запреты и унижение студентов.

– С 1 марта этого года в 10 пилотных регионах должна появиться новая должность – советники директоров школ по воспитательной работе. Поможет ли это направить детей на путь истинный?

– Школа должна вести мудрую, грамотную политику в этой сфере. Никакими нормативными актами или введением новых должностей воспитать молодое поколение невозможно. И если учителя с первого по шестой урок не слушают, не уважают, унижают ученика, потом все выступления на тему духовно-нравственного воспитания вызывают только обратную реакцию. Вот, например, нынешняя пандемия и соблюдение санитарно-гигиенических норм в этот период могла бы стать серьезной темой для воспитательной работы. Невыполнение ими медицинских рекомендаций может повлечь за собой опасные последствия прежде всего не для них, а для родственников, для соседей, для тех, с кем они едут в метро. В данном случае медицинская проблема перерастает в морально-этическую и даже в патриотическую.

– Может ли Российское движение школьников отвлечь детей от политических акций?

– Я общался с ребятами из этой организации, они произвели на меня неплохое впечатление.

Но это движение было придумано не школьниками, а взрослыми. Сегодня это так не работает. Движение не стало массовым.

– Среди детей популярны соцсети, но сейчас блокируют это пространство общения.

– Проблемы соцсетей – это вызов для всего мира. По СМИ давно приняты и законы о свободе слова, и запреты, ограничивающие эту свободу. А по соцсетям во всех странах есть законодательная брешь, но если заполнить этот вакуум сплошными запретами, то это только еще больше возбудит интерес подростков.

Беседовала Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube