Воспитание // Колонка

«Сексуальное просвещение в школе, хорошо продуманное и организованное, нужно»

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк ответила на комментарии читателей электронной газеты «Вести образования».

 «Сексуальное просвещение в школе, хорошо продуманное и организованное, нужно»
Фото: arks.org.ru

Публикация результатов опроса, показавшего, что большинство россиян поддерживают идею ввести уроки сексуального воспитания в школах, вызвала бурную дискуссию, причем большинство откликов были резко негативными.

Если обобщить, то негодование можно определить так: «Не дадим развратить наших детей!»

Мне хочется снизить градус эмоций, поговорить на эту тему спокойно и объяснить, почему я считаю, что сексуальное просвещение в школе, хорошо продуманное и организованное, нужно. Постараюсь при этом затронуть те болевые моменты, которые отражены в комментариях в форме вопросов и ответов.

  1. Сомнения, что это опрос, заслуживающий доверия, не может быть так много положительных ответов. Наиболее радикально эта точка зрения прозвучала так: «Сдурели эти респонденты... умалишенные...или инопланетяне...» Я тоже не считаю, что это репрезентативный опрос, вполне возможно, что сторонников сексуального просвещения меньше, но они есть и их немало. Значит, нужно подумать, во всем ли они неправы.
  2. «Если уж говорить о сексе, то почему не с родителями?» Потому что огромная часть родителей не готова, стесняется, не умеет говорить на эту тему с детьми. Не говоря о том, что далеко не все родители в этой теме компетентны.
  3. «Зачем школа? Они обо всем узнают из телевизора». На современном телевидении эта тема давно не поднимается, она практически табуирована. К тому же подростки мало смотрят телевизор. Вот в интернете информации, которую можно отнести к сексуальному просвещению, много. Только далеко не вся она правдива, профессиональна и разумна. При этом запрос на сексуальное просвещение есть и именно в школе. Об этом мне на протяжении многих лет говорили студенты, которые не чувствуют себя компетентными в этой очень важной для них сфере.
  4. Эта информация вредна для подростков, она их развращает, заставляет слишком рано думать о сексе: «сексуальное просвещение ведёт к полной деградации нравственных ценностей у подростков». Нет, знание не может развращать, если оно дается в нужное время и в правильном объеме. А чтобы это было так, нужна хорошо составленная программа, учитывающая интересы детей и подростков разного возраста. И начинать это делать надо до начала пубертата, пока эта тема не воспринимается как табуированная и запретная. Правильно, если дети и подростки считают секс нормальной частью нормальной жизни, а не чем-то грязным и опасным. А не думать о сексе подростки не могут, гормоны не позволяют.
  5. «Однополая «любовь», ЛГБТ сообщества, трансгендерность - это результат все того же секспросвета». Нет, однополая любовь появилась задолго до всякого секспросвета, мы это хорошо знаем на примере, например, Древней Греции. Это врожденная особенность человека, которая не является признаком болезни или извращения.
  6. «На примере Запада все видят, что это «просвещение» работает совсем в другую сторону, оно не останавливает венерические заболевания и ВИЧ». Нет, использование презервативов очень существенно снижает риск заражения ВИЧ и другими заболеваниями, передающимися половым путем. Юные люди, не желающие иметь детей и чем-то заразиться, должны заниматься сексом только в презервативе, даже если партнер уверяет, что он здоров и будет осторожен. Важный компонент сексуального просвещения: «Нет презерватива – нет секса». Девушки должны хорошо усвоить, что нежелание пользоваться презервативом – это не признак страстной любви со стороны партнера, а его неуважение к ней. И этому нужно учить еще до того, как сексуальные отношения в жизни подростка появились.
  7. Мнение: сексуальное просвещение, касающееся контрацепции, приведет с снижению рождаемости: «Конкурс "как побыстрее сократить население России" продолжается». Нет, напротив. Знание современной контрацепции приводит к сокращению числа нежелательных беременностей и абортов, а не к их росту. А это приводит к улучшению здоровья молодых женщин и снижению вторичного бесплодия. Не говоря уже о психологических потерях, к которым эти беременности и аборты приводят. Современная молодежь значительно лучше осведомлена в этой сфере и это уже привело к многократному сокращению и ранних беременностей, и абортов. Но пока еще они есть, значит, учить контрацепции нужно более активно.
  8. «Не о средствах контрацепции нужно просвещать, а о целомудрии, нравственности, о том, что начинать строить отношения с плотских потребностей неправильно». Это правильно, но только наполовину. Действительно, начинать отношения сразу с секса неправильно, и об этом нужно говорить. К сожалению, многие молодые люди, преимущественно девушки, очень боятся отказать своему парню, полагая, что можно его обидеть и тогда он бросит. Девушки и юноши должны понимать, что секс – это не начало, а продолжение отношений, заниматься сексом нужно только в том случае, если не только партнер, но и ты этого хочешь. Но знание контрацепции никак этому не повредит, только поможет, когда отношения выйдут на новый уровень.
  9. Сексуальное просвещение заставляет «забывать об основной функции секса». Нет, продолжение рода давно уже перестало быть основной функцией секса. С тех пор, как люди стали регулировать число рождений, да и раньше мало кто, как это требовала религиозная мораль, занимались сексом только ради этого. Представим, что семья хочет иметь одного ребенка. Они же не занимаются сексом один раз, они им занимаются в течение многих лет и десятилетий. Потому что секс имеет очень много разнообразных функций: это и удовольствие, наслаждение; это и язык, с помощью которого можно выразить свои чувства, любовь; это и способ самовыражения, внутренней свободы, наконец. И вот об этих разных, замечательных возможностях секса, говорить с подростками важно и полезно.
  10. «Неужели так трудно понять, что секс может стать грязью и ужасом, если вы будете учить детей «правильно» трахаться, вместо базовых нравственных ценностей?» Если человек называет занятия сексом, любовью грубым глаголом «трахаться», это показывает, что он его очень боится, а может быть испытывает к нему отвращение. Базовые ценности, такие как любовь, дружба, уважение, принятие, забота, внимание и многие другие прекрасно выражаются с помощью секса, если не делить человека, как это соответствовало старой религиозной морали, на мерзкий и опасный «телесный низ» и возвышенный «духовный верх». Уважение к сексу, понимание, что это такое и что может дать человеку, делает его и ее цельным, не разделенным на половины, а это очень важно. И именно для этого в первую очередь нужно сексуальное просвещение в школе. А позы – это дело десятое, им учить не требуется. Кому что нравится, кому как удобно и приятно, такие и принимает. Не в позах дело, а в том, что люди выражают и испытывают в объятиях друг друга. И насколько они при этом свободны в выражении своих чувств.


Новости





























































Поделиться