Учителя // Колонка

​Школьные сочинения: дети ненавидят, родители переживают…

Кто виноват и что делать?

​Школьные сочинения: дети ненавидят, родители переживают…
Иллюстрация: dr-endoscopy.ru

Интересно, много ли найдется школьников, выпускников и совсем взрослых людей, которые скажут, что с удовольствием писали школьные сочинения? Думаю, таких единицы, наверное, те, кто выбрал путь филолога или журналиста, да и те, думается мне, не всегда делали это от души и с энтузиазмом. Почему? Почему такой творческий вид работы вызывает отторжение, страх и нежелание писать? Ведь пишут же посты в соцсетях – не боятся, а сочинение страшит.

Не любят, потому что приходится писать о том, о чем не знаешь и не понимаешь, о чем-то, что тебя мало интересует. С чего начать, как раскрыть тему, чем закончить? О чем писать в принципе? Самое трудное – писать сочинение по литературе, анализируя конкретное произведение. Чтобы написать такое сочинение, надо знать текст, понимать проблемы этого произведения, знать авторскую позицию. А нам хорошо известно, что школьники далеко не все читают, поэтому о погружении в текст и его проблематике речи не идет. Как же тогда писать?

В помощь – готовые сочинения, которыми сначала были забиты все книжные полки в магазинах, а теперь интернет-пространство. Но это ли нужно учителю?

Может, это покажется странным, но учителю нужна самостоятельно написанная работа, с ошибками, неточностями, глупостями, но своя! Только тогда, пробуя, ошибаясь, допуская ошибки, можно чему-то научиться.

Я всегда говорю своим ученикам, что когда-то, чтобы научиться держать ложку, мама вложила ее в вашу маленькую ручку: вы испачкали себя, обои, окружающих, промазали мимо рта, но в итоге научились есть самостоятельно.

Ровно то же самое и с сочинением! Чтобы научиться его писать, надо писать.

Писать самому, а задача учителя – совершенствовать этот навык: отмечать положительные стороны работы, обратить внимание на классные находки, интересные мысли; найти и минусы и сказать об этом, что нужно сделать, чтобы стало лучше, или чего не нужно было писать и почему.

Начинать надо с простых, близких ребятам тем: про друзей, про домашних животных, про запомнившийся день, про интересную поездку, то, о чем им самим интересно будет рассказать. А можно вообще давать для описания разные картинки с изображением предмета, чтобы они не боялись слова как такового.

Мои малыши-четвероклашки описывали, например, лимон, это надо было сделать так, чтобы я почувствовала на языке его вкус – старались, пыхтели, у самих слюна потекла.

Мы много пишем отзывов о книгах, потому что выражать эмоции словом дети не умеют, родители не все готовы говорить о «послевкусии» фильма, книги, посещении театра или музея. В лучшем случае: «Тебе понравилось?» – утвердительный кивок головой – и вот оно, счастье: родитель угодил, ребенок доволен, жизнь удалась. А что понравилось или не понравилось? А почему? Чем? А в какой момент ты переживал? Волновался или радовался? А какие чувства испытал? – кто же об этом спросит? (но я верю, что такие родители есть). А когда слова перестанут бояться, поймут его красоту, вкус, тогда можно уже и к сочинениям по литературе переходить.

Что касается тем, то я стараюсь не давать классические темы про типичных представителей или «век нынешний и век минувший».

Делаю это сознательно, во-первых, на традиционные темы легко найти готовые сочинения в интернете, а во-вторых, надо же работать на перспективу – ни итоговое сочинение, ни часть С в ЕГЭ по русскому языку не требуют этого. Поэтому формулирую такие темы, где нужно порассуждать самому, а потом найти связь с текстом произведения, например, говоря о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», предлагаю порассуждать о власти вслед за Наполеоном: «Дай человеку власть, и ты узнаешь, кто он».

Я за самостоятельность, пусть будут ошибки, учитель знает, что с ними делать. А красиво написанное, но не свое (списано из интернета, написано заботливой материнской рукой) никому не нужно. Учитель тоже и интернетом умеет пользоваться, и стилистику сразу чужую считывает, и остается неприятный осадок – кого вы обманываете и главное – зачем?



Новости





























































Поделиться