BIG DATA // Статья

Почему традиционное образование больше невозможно

О новых подходах к организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий рассказывает Елена Сливко-Кольчик, руководитель направления по работе с организациями образования Microsoft.
  • 17 сентября 2020

Почему традиционное образование больше невозможно
Иллюстрация: joyreactor.cc

Цифровые технологии на глазах трансформируют образовательный процесс по всему миру, и российские учебные заведения здесь в общей тенденции. Сложившиеся обстоятельства в 2020 году стали своего рода катализатором внедрения инновационных решений в учебный процесс. Речь идет об облачных сервисах, инструментах совместной работы, технологиях искусственного интеллекта, создании и управлении контентом, и в целом – о технологиях, поддерживающих дистанционное обучение. Потребность в их использовании в разных областях и функция образования уже сформировалась в последние годы, но в 2020 году осваивать современные подходы пришлось в форсированном режиме.

В ходе вынужденного ускорения школьной цифровизации выявились не столь очевидные ранее особенности дистанционного обучения. Стало понятно, что этот формат требует новых навыков и компетенций от учителей.

Провести урок удаленно – совсем не то же самое, что преподавать в традиционном классе.

По-разному решаются задачи вовлечения, управления аудиторией, подачи материала, а также контроля знаний и оценки. Удаленное образование – это в принципе другая методология.

Человеческий фактор

Незапланированная миграция на дистанционный формат работы породила повышенный спрос образовательных учреждений на платформы для онлайн-коммуникаций, цифровые инструменты совместной работы. В результате сегодня уровень цифровизации школ в среднем можно оценить как достаточно высокий. Однако важно не просто перенести в онлайн-среду все прежние наработки. Потенциал использования технологий гораздо шире. Как будет раскрыт этот потенциал – зависит уже от самой школы, ее педагогического состава и администрации.

Обучение преподавателей работе с технологиями, а также высокая вовлеченность детей и родителей – определяющие факторы построения полноценной цифровой образовательной среды. При равных технологических возможностях, предоставленных большинству школ, использовались они и на фоне кризиса по-разному.

Не все учителя сразу же оказались готовы осваивать новые технологии, инвестируя в этот не всегда простой процесс свои время и усилия, не все администраторы видели необходимость переводить внутренние процессы школы в новый формат, однако многие увидели в изменившихся реалиях возможность существенно пересмотреть сам процесс обучения и управления им.

Цифровой спрос

На базе сформированной и апробированной инфраструктуры и доступных технологий сегодня школы могут переходить к внедрению новых сервисов и подходов для поддержки учебного процесса в цифровом формате. Например, совместное ведение проектов или исследований в старших классах без привязки к школе и вообще к конкретному месту за счет использования единой платформы. Или внедрение элементов искусственного интеллекта для повышения эффективности учебного процесса, интереса учеников к материалу и высвобождения учителей от рутинных задач в пользу более креативных. Или использование облачных платформ и решений для обработки данных и в целом внедрения самых современных технологий в образовательный процесс и деятельность в целом.

Так, в частности, облачный сервис Microsoft Teams, широко применявшийся в российских школах в период дистанционного и смешанного обучения, показал свою эффективность для поддержки взаимодействия между учениками и преподавателями, ведения совместной работы (в командах и специальных каналах), хранения документов и работы с ними и других процессах. Благодаря тому что Teams интегрирован со всеми решениями офисного пакета (Word, PowerPoint, SharePoint, Forms и др.), у учителя есть возможность не просто заменить «живой» урок видеотрансляцией, но и выстроить современный эффективный учебный процесс. Здесь же реализуются и другие процессы: совместная работа учителей, методические совещания, презентации, родительские собрания, обучение учителей и многое другое. Отмечу, что образовательные организации получают необходимую для обеспечения этих процессов версию Teams бесплатно.

Конечно, полная замена традиционного образования дистанционным в 2020 году была вынужденной мерой, но эта ситуация заставила учителей, учеников и всех участников образовательного процесса освоить новые инструменты быстро.

К счастью, мы возвращаемся к нормальному образу жизни, и, безусловно, онлайн-формат не заменит и не вытеснит традиционные формы обучения и общения. Но и отказываться от новых возможностей мы уже не будем. Развиваться будет смешанная модель обучения, совмещающая очное взаимодействие школьников, студентов и преподавателей с использованием преимуществ дистанционного обучения там, где это будет наиболее удобно и эффективно, будь то доступность участвовать в процессе несмотря на вынужденное отсутствие, к примеру по болезни, или возможность организовать удаленный экзамен под контролем специальных прокторинговых решений.



Новости





























































Поделиться