27 августа 2020 года состоялась стратегическая сессия «Модели развития образовательных институтов в ситуации глобальных перемен» для педагогических и руководящих работников системы образования города Красноярска. Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», рассказал, что такое смешанное обучение и зафиксировал вектор на персонализированное обучение как ключевой на современном этапе развития образования.
Это означает:
- построение ребенком и родителями на основе основной образовательной программой образовательной организации индивидуальной образовательной программы ребенка;
- возможность освоения индивидуальной образовательной программы в разных формах, в разных образовательных местах, в разное время (сочетание очных и удаленных форматов);
- усиление роли учебной самостоятельности школьников в освоении учебных предметных программ;
- использование сетевых и дистанционных технологий, цифровых инструментов, сервисов для повышения эффективности обучения;
- наличие формирующего оценивания взамен традиционного контроля и оценки.
«В современной ситуации выполнения требований Роспотребнадзора должна продолжиться реализация требований ФГОС. Поэтому, – считает Воронцов, – необходимо перейти от линейных учебных курсов, классно-урочной формы обучения с «цифрой» в роли технического средства обучения к блочно-модульной форме обучения в цифровой образовательной среде».
Новые образовательные отношения можно назвать смешанным обучением – это способ организации образовательного процесса, в котором школа и семья являются равноправными партнерами, где для достижения запланированных результатов используется сочетание (чередование) традиционных (классических) и нетрадиционных (инновационных) форм (в том числе в удаленном формате с применением сетевых и дистанционных технологий) обучения.
Алексей Воронцов сформулировал обязательные элементы смешанного обучения:
- Модульный принцип конструирования учебных (образовательных) программ.
- Блочная форма организации освоения модульной учебной предметной (межпредметной, интегральной) программы.
- Система (циклы) домашней самостоятельной работы.
- Система индивидуальной поддержки учащихся (онлайн-консультации, предметные онлайн-мастерские, онлайн-лаборатории и другое).
- Образовательные практики как место для проб, испытаний детских действий, организации проектной, исследовательской, конструкторской и других видов деятельности.
- Познавательная линия с системой познавательных курсов и творческих мастерских.
- Наличие цифровой образовательной среды с платформой – «пультом управления» своим образованием.
- Формирующее оценивание и «цифровой след» как инструмент для определения индивидуальной траектории в индивидуальной образовательной программе.