Я работаю в проекте все десять лет его существования. Каждый год проект приносил и людям, живущим в городах расположения предприятий госкорпорации «Росатом», и мне лично много нового и интересного. Насколько ярок и необычен проект, можно говорить часами, а можно рассказать на примере одного события, которое потрясло не только меня, но и всех, кто находился в этот момент рядом со мной или наблюдал со стороны по репортажам, которые появлялись в интернете.
Одно из самых ярких событий проекта «Школы Росатома» – тематический рейс на Северный полюс, посвященный шестидесятилетию атомного ледокольного флота России, в котором приняли участие 70 детей из разных городов России, в том числе из городов – участников проекта. Эта экспедиция состоялась в августе 2019 года на борту атомного ледокола «50 лет Победы». Я был одним из организаторов образовательной программы для детей.
Путешествие длилось чуть больше 10 дней. Уже через 6 дней мы достигли Северного полюса. Море на всем пути следования было спокойным, и погода выдалась довольно комфортная (+4 градуса, солнечно). Мы как раз испытали на себе все преимущества и недостатки полярного дня: солнце не садилось за горизонт, было все время светло. Это создавало сложности, потому что не всем удавалось заснуть при таком ярком свете.
Для детей была организована содержательная программа, связанная с изучением Арктики и работой атомного ледокола.
На ледоколе мы сумели воспроизвести формат метапредметной олимпиады в походных условиях. Конечно, задания были подготовлены и распечатаны заранее, а вот то, что зафиналим мы на самом Северном полюсе – предугадать было сложно. Капитан ледокола Дмитрий Лобусов сразу сказал, что прибытие на Северный полюс состоится около полудня плюс-минус 6 часов. Видимо, авторский формат метапредметной олимпиады настолько хорош, что провидение помогло устроить ее финал прямо на Северном полюсе.
Метаредметная олимпиада проходит один раз в год уже целых восемь лет. Особенность этого интеллектуального соревнования в том, что его задания составлены так, что для их решения необходима функциональная грамотность в различных областях знаний, а формат участия – командный: в олимпиаде участвуют разновозрастные команды учеников 5–8-х классов (по одному представителю от каждого класса). Участники метапредметной олимпиады проходят сначала муниципальный этап, а победители из 22 городов – участников проекта съезжаются на очный финал. Событие проходит в одном из городов (право стать столицей олимпиады даётся на конкурсной основе). В прошлом году из-за пандемии мы провели финал метапредметной олимпиады «Школы Росатома» онлайн, и неожиданно это получилось даже лучше, потому что работу каждой команды нам удалось детально отследить в Zoom, и все спорные моменты эксперты могли пересмотреть в видеозаписи, чтобы принять правильное решение в каждом конкретном случае.
Кстати, программа тематического рейса на Северный полюс была разработана по модели Международных умных каникул, которая составлялась при научном руководстве Института проблем образовательной политики «Эврика».
У детей была организованная взрослыми деятельность и время для реализации собственных замыслов. Благодаря этому формату прямо на ледоколе состоялся конкурс «Арктиковидение» (аналог формата «Евровидения»), в котором дети самостоятельно подготовили видеоанонсы своих выступлений, видеоклипы и сценическое действие. Голосовали всем ледоколом по схеме «Евровидения», получили большое удовольствие от конкурса и номеров и убедились, что ребенок в субъектной позиции может всё.
Возвращались мы в порт Мурманска в День флага России с огромным российским флагом на борту (более 200 квадратных метров). Все участники рейса были горды собой, так как оказались на самой макушке Земли: свой личный успех они посвящали своим родным и близким, своим городам и регионам, своей Родине – России. Это еще одна особенность проекта. Мы не стараемся нагонять пафоса в события, но "фишка" проекта как раз в том, что очень сложно формируемые личностные результаты детей появляются и проявляются очень естественно. Мы входили в порт Мурманска с огромным развевающимся флагом России на борту, дети и взрослые всматривались в лица встречающих, а глаза наполнялись слезами радости и гордости за всех нас, за страну, которая создала самый первый и самый мощный в мире атомный ледокольный флот. Вот так и рождается патриотизм. И так рождается общность в событии.
Наверное, один из главных эффектов проекта – это формирование сообществ детей, сообществ педагогов школ и детских садов, объединяющих единомышленников, желающих и готовых меняться и развиваться. Особенность проекта «Школа Росатома» – стремление взрослых и детей ко всему новому. И это соответствует девизу госкорпорации «Росатом»: «Быть на шаг впереди»!
Фотографии с сайта: rosatomschool.ru