Что происходит? // Колонка

«Подростки хотят жить в честном и справедливом обществе​»

Социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – об участии детей в акциях протеста и событиях в Беларуси.

«Подростки хотят жить в честном и справедливом обществе​»
Фото: kerch.fm

Как только в нашей стране начинаются протесты, встает вопрос о том, как быть, если в них хотят участвовать подростки. Сейчас эта тема активизировалась в связи с массовыми протестами в соседней Беларуси. Споры всегда идут жаркие, единого ответа быть не может.

«Запретить?» Но если он (реже она) рвется принять участие, не запереть же дома, если подростку не терпится высказать свое мнение, проявить свою позицию.

«Разрешить?» Но подростки безрассудны, не вполне понимают степень опасности, у них могут быть очень большие неприятности. Просто попасть под арест, как показывают белорусские истории, далеко не самое страшное. Не говоря о том, что ответственность за подростков несут родители, сами они еще недостаточно зрелы. «Пойти вместе с ними?» Но далеко не все родители к этому стремятся и к этому готовы. В какой-то степени это снижает опасность, потому что родители могут как-то оберегать своих детей, не давать им проявлять неоправданную удаль, но далеко-далеко не до конца.

Еще о детях своего поколения Владимир Высоцкий писал: «А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки».

Некоторые мальчики-подростки, принимая участие в протестных акциях, хотят проявить свой героизм, попасть под эти условные танки. Это вполне понятное желание для такого возраста.

Как об этом говорить?

Первое, что следует понять родителям, – почему сын или дочь решили выйти на протестную акцию, это очень важно. Если просто потому, что хочется показать свою удаль, а такое тоже бывает, родители должны их отговорить. Но если это восприятие ситуации как несправедливой, а потому принять участие в протесте вызвано стремлением проявить свои гражданские чувства, запрет тут точно неоднозначное решение. Особенно в том случае, если родители воспринимают ситуацию так же. Очень часто протесты в разных странах бывают связаны с нечестно проведенными выборами. У взрослых возникает закономерный вопрос: «При чем тут подросток, если он не имеет избирательного права?» В Беларуси протесты начались именно после выборов, результаты которых значительная часть населения сочла сфальсифицированными.

Но выборы – это всегда повод, а не причина.

Подростку кажется неважным, голосовал ли он сам. А вот то, что такое может быть в его родной стране, его сильно задевает. Он не дорос до голосования, но считает себя вправе показать, что он против несправедливости. Что делать родителям? Уважать этот порыв или считать его проявлением детской наивности? Если уважать, то разговаривать с сыном или дочерью, выяснять их мотивы, степень серьезности, убежденности, проговаривать возможные опасности и последствия. Это очень сложный разговор, не всегда он получается, далеко не всегда подростки прислушиваются к родителям, доверяют их мнению. Фактически это разговор двух взрослых людей, потому что основан не на эмоциях и строгих запретах, а на совместной выработке очень сложного решения.

И уж точно взрослому не нужно говорить подростку, что он глуп и наивен, что его используют для своих целей, что политика вообще грязное дело. Мы же не хотим воспитывать в детях цинизм? А вот результат такого разговора может быть разным. Может быть, мать или отец поймут, что подросток действует из серьезных убеждений и при этом понимает риски и опасности. Если этого нет, то запрет, если он обоснован родителями, вполне возможен.

Беларусь. Имеют ли право дети осуждать взрослых?

Большие споры вызвала акция минских школьников и выпускников, которые, узнав, что учителя их школ замешаны в фальсификации результатов выборов, в знак протеста оставили на школьном заборе свои футболки со школьной символикой, грамоты и прочие атрибуты принадлежности школе.

Многим взрослым, особенно учителям, показалось, что таким образом они бросают тень на все учительское сообщество, а ведь далеко не все учителя занимаются фальсификациями, а даже если кто-то занимается, то не по своей воле, а от безысходности, они не могут отказаться под угрозой увольнения. Имеют ли право дети осуждать взрослых?

Еще пару десятилетий назад считалось, что нет, ни в коем случае – не детское это дело, сейчас ситуация изменилась.

Была ли это детская, непродуманная реакция? Не похоже, поскольку акции эти прошли только в некоторых школах, о которых различные источники сообщали, что там фальсификации действительно были, причем в них участвовали учителя. Подростки остро реагируют, когда слова взрослых расходятся с их делами.

В идеале учителя – это не просто взрослые, это уважаемые взрослые.

Работая с детьми, невозможно только их учить, общение с детьми всегда подразумевает и воспитание, поскольку воспитывают не только словами, но и примером. И если люди, которые «сеют разумное, доброе, вечное», говорят правильные слова, потом открыто их нарушают, болезненная реакция подростков почти неизбежна. В силу возраста они могут быть жестокими, не учитывать обстоятельства, которые заставили часть учителей заниматься таким не благим делом: страх перед увольнением, дети, ипотеки, все что угодно. Да, их суд бывает слишком строгим, все родители это знают. Но и подростков можно понять, для них эта история могла стать действительно ударом, на который они ответили своим.

Они просто хотят жить в честном и справедливом обществе

Свой протест выразили и одаренные белорусские старшеклассники, и студенты, лауреаты президентского фонда по поддержке талантливой молодежи. Государство выплачивало им стипендии, они получали самые разные льготы.

Казалось бы, живи и радуйся, но нет, они отказались от своих званий и привилегий и выступили с открытым письмом с политическими требованиями, потребовали прекращения насилия в стране и закончили свое письмо так: «Денежные средства нами, по возможности, будут перечислены в фонд поддержки репрессированных, пострадавших и оштрафованных».

Эти ребята получили свои премии совершенно заслуженно, но справедливость для них оказалась важнее льгот. Понимали ли они, что делают, или это юношеский максимализм? Скорее всего, и то и другое, но в любом случае мы видим, что юные, которых мы часто считаем равнодушными и прагматичными, мечтают жить в честном и справедливом обществе. Это очень хорошо, и наше, взрослых, дело, чтобы они сохраняли эти стремления, но оставались живыми и здоровыми. Это сложно, к этому нужно стремиться, но только запретами проблему не решить.



Новости





























































Поделиться