BIG DATA // Статья

«Это будет ещё одна библиотека, о которой все забудут»


«Это будет ещё одна библиотека, о которой все забудут»
Коллаж ВО. Фото: fiop.site, sh151-nn.ru

С 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» планируется провести эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды.

В нем примут участие организации общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых в 14 регионах.

Задача проекта предоставить ученикам и педагогам доступ к платформе ЦОС, а также сформировать в образовательных организациях, городах и регионах универсальные способы организации цифрового образовательного пространства.

Проект постановления правительства до 10 июля находится на стадии общественного обсуждения, но вызывает противоречивые отклики. Причина – страхи, связанные с полной заменой очного обучения дистанционным.

Мы попросили наших экспертов разъяснить суть документа, а также риски и преимущества его реализации.

Анализировать правительственные документы – задача неблагодарная.

Вот и вышедшее недавно постановление правительства «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» написано как будто специально так, что под него можно подвести что угодно.

Речь о создании единого банка заданий, которые можно использовать для обучения, но кто будет оператором этого банка, какие задания смогут войти в этот банк и как мы их сможем использовать – решительно непонятно. В ходе этого постановления может возникнуть совершенно инновационная система, в которой любой ученик сможет получить доступ к лучшим практикам лучших учителей, а может – еще один мертворожденный конгломерат никому не нужных дидактических единиц (сколько их было на нашем веку, начиная со «Школьной коллекции ЦОР»).

Так что гадать – бессмысленно. Простор – огромный.

Разве только, воспользовавшись постоянно работающим у нас принципом «Если есть несколько вариантов решения – выбирается наихудший», можно предположить, что увидим мы именно еще одну библиотеку.

Но в этой заметке мне хотелось бы помечтать.

Ибо, если не брать за основу упомянутый принцип, при грамотном управлении проектом это постановление могло бы иметь очень любопытные последствия.

Повторюсь – это важно: все написанное ниже – лишь плод моей фантазии, но это никак не противоречит тому, что записано в постановлении, хотя, я уверен, создатели и не думали о таком варианте.
Итак, согласно постановлению о внедрении модели ЦОС, предполагается сделать три вещи:
  1. Создать глобальную базу данных цифровых образовательных материалов, которые покрывают все потребности обучения как в среднем общем, так и в профессиональном образовании, а также дополнительном образовании детей и даже взрослых. На секунду представим, что это не маниловская мечта, а такое в самом деле возможно (я понимаю, что нет, но это же премьер-министр настаивает на создании).
  2. Создать среду, «обеспечивающую освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Это уже реальнее, хотя тоже не очень понятно, при помощи каких технологий это можно осуществить в полной мере.
  3. Создание системы доступа к образовательному контенту и системе обучения сервиса «одного окна» на портале Госуслуг, «обеспечивающего предоставление обучающимся, родителям обучающихся (законным представителям) доступа к образовательным ресурсам и сервисам и возможности получения в электронном виде образовательных услуг, посредством взаимодействия ЕПГУ с платформой ЦОС» (ЕПГУ – это Единый портал Госуслуг).
Я намеренно привел здесь пространную цитату, которая описывает, что именно «обучающиеся» теперь смогут получать в сервисе «одного окна» на портале Госуслуг.

Не кажется ли любезному читателю, что все здесь перечисленное – это ровно то, что должна делать школа?

И, если программа по внедрению ЦОС будет выполнена в полном объеме, то школа становится ненужным придатком, атавизмом?

Если у нас есть теперь полный набор цифрового контента, есть цифровая образовательная среда, которая обеспечивает не просто доступ к контенту, но дает возможность «получения в цифровом виде образовательных услуг», то мы на самом деле получаем совершенно новую структуру, которая заменяет школу.

Это могло бы оказаться совершенно бесценным подспорьем для мотивированных детей, желающих самостоятельно прокладывать образовательный маршрут. Это могло бы стать системой, в которой можно в самом деле получить хорошее образование, не выходя из дома и не тратя кучу времени на то, что тебе не нужно.

Это позволит ликвидировать неравенство, из-за которого единожды поступивший в хорошую школу лоботряс одиннадцать лет имеет возможность слушать уроки хороших учителей, а новый Ломоносов из Богом забытого рабочего поселка – нет.

Но, увы, этого не будет.

Из всех возможных решений выбирается худшее.

Это будет еще одна библиотека ЦОР. О которой все забудут (как говорится – «запомните этот твит») 1 января 2023 года, на следующий день после окончания эксперимента.

А вот о чем не забудут – так это о том, что все обучение ребенка теперь привязано к учетной записи ЕСИА. И все учебные действия его теперь будут доступны не только педагогам, не только Рособрнадзору с его манией контролировать работу (хотя по Закону «Об образовании в РФ» уже это не совсем законно, ибо никто не вправе школе навязывать порядок работы внутри образовательной программы), но и государственным и муниципальным общеобразовательным организациям, и профессиональным образовательным организациям, иные участники отношений в сфере образования, органы управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровень). Все они теперь участники ЦОС и все могут получить доступ к учебным активностям обучающихся.

И, если из всех решений выбирается худшее, то я понимаю беспокойство родителей. Слишком многие получают доступ к «цифровому следу» обучающегося, который является в этом случае и слепком учебной активности ученика. Почему же так происходит?

Ответ прост: теперь все – участники Цифровой Образовательной Среды.

Никто пока не знает, что нам даст эта Цифровая Среда, но что отнимет – понятно.

Отнимет данное школе Законом «Об образовании в РФ» право самостоятельно выстраивать образовательную политику в рамках своих образовательных программ. Отнимет возможности выстраивать индивидуальные образовательные маршруты (хотя, казалось бы, система призвана делать ровно наоборот – помогать их выстраивать).

Уж больно эта система напоминает Большого Брата, который призван все контролировать.

Впрочем, возможно, я не прав. Закон ведь, что дышло…



Новости





























































Поделиться