BIG DATA // Колонка

«Цифровые инновации в школе умудряются превратить в хомут, с которым все постепенно свыкаются»

С 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года планируется провести эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды.

«Цифровые инновации в школе умудряются превратить в хомут, с которым все постепенно свыкаются»
Фото: mgpu.ru

Задача эксперимента – создание и апробация цифровой образовательной среды и обеспечение возможности ее использования в 14 регионах в сфере общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых.

Проект постановления правительства в настоящее время находится на стадии общественного обсуждения, но вызывает противоречивые отклики. Причина – страхи, связанные с полной заменой очного обучения на дистанционное и внедрением цифрового концлагеря.

Мы попросили наших экспертов разъяснить суть документа, а также риски и преимущества его реализации.

Многочисленные страхи в СМИ, связанные с проектом постановления о целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС), комментировать не интересно: страхи я не развею как минимум потому, что всегда сам был сторонником цифровых технологий в образовании. В частности, в отношении электронных журналов и дневников в дискуссии с коллегами я оказался не прав: они утверждали, что я навлеку на всех коллег-учителей новый хомут, а я утверждал, что надо быть полным идиотом или врагом школы, чтобы превратить такой удобный инструмент в хомут.

Не знаю, кем оказались чиновники, внедряя электронные журналы и дневники, но хомут на учителей повесили хороший. Если раньше еще плакали и трепыхались в соцсетях, то теперь привыкли. И так было практически со всеми цифровыми инновациями в школе. Самое полезное и удобное умудрялись превратить в хомут, с которым все постепенно свыкались.

Поэтому страхам я совсем не удивляюсь. Особенно после стресса карантина и импульсного погружения всех в дистанционное обучение, которое приняло вполне ожидаемые извращенные формы, кроме тех школ, где в таком режиме работать научились раньше.

Вместе с тем именно карантин впервые поставил школу в такую ситуацию, когда именно цифровые технологии, даже в извращенной форме, стали незаменимыми – ошибки можно исправить, новые формы работы освоить. От чего раньше отбивались итальянской забастовкой, теперь стали активно применять.
Постановление (точнее проект) вызывает двойственное впечатление:
  • С одной стороны, оно неизбежно в рамках национальных проектов. И «Цифровая экономика», и «Цифровая образовательная среда» не оставляют сомнений в появлении соответствующих нормативных актов.
  • С другой стороны, текст в нем оставляет пространство для толкований, в том числе негативных.
А опыт внедрения «цифры» в школу заставляет опасаться закона Мерфи: «Если неприятность может случиться, она случится».

Это уже второй документ про «целевую модель ЦОС». И в документе прошлого состава министерства, и в этой версии от определения «целевая модель» деликатно уклонились, подменив ее описанием, из чего она состоит. А в составе описанного комплекта ключевым элементом видим «платформу ЦОС». Смысл ее крайне расплывчат. Есть большое подозрение, что нас ожидает очередной монопродукт, который «и Гоша, и Жора, и Юра», и кофемолка, и кофеварка, и электронный журнал вместе с электронным дневником, не говоря об электронных учебниках.

Это вместо давно обсуждаемых и даже упомянутых в ранее выпущенных документах протоколов обмена данными, чтобы все разработчики все свои уже существующие продукты настроили на их использование, а все участники ЦОС могли на свой вкус и цвет их комбинировать. Описание раз за разом очередного реестра, каждый раз с полным набором персональных данных, наводит на мысль, что стараются неграмотные цифровые решения увязывать друг с другом, а деньги попилить на более громоздких проектах. Зачем очередной реестр с этими данными, если они уже есть в других реестрах? Это же цифровая среда – достаточно обеспечить синхронизацию по идентификаторам.

Я бы видел в «целевой модели ЦОС» матрицу всевозможных педагогических целей и соответствующих им цифровых инструментов.

Это облегчило бы всем логистику проектирования/заказа/поставки.

А так все ждем следующих «даров неба».

Что за «платформа ЦОС»? Кому достался бюджетный пирог? Как с ней взаимодействовать? Что с ней делать и зачем? Можно ли углубляться в существующие цифровые решения или подождать, чтобы не выгнали и не заставили осваивать другие инструменты?

Время-то не резиновое. Особенно при цейтноте карантина.

А страхи СМИ на этом фоне только раздражают, ибо отвлекают людей от сутевых проблем своей наивностью типа «распространение вируса вышками 5G».


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube