BIG DATA // Колонка

«Цифровые инновации в школе умудряются превратить в хомут, с которым все постепенно свыкаются»

С 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года планируется провести эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды.

«Цифровые инновации в школе умудряются превратить в хомут, с которым все постепенно свыкаются»
Фото: mgpu.ru

Задача эксперимента – создание и апробация цифровой образовательной среды и обеспечение возможности ее использования в 14 регионах в сфере общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых.

Проект постановления правительства в настоящее время находится на стадии общественного обсуждения, но вызывает противоречивые отклики. Причина – страхи, связанные с полной заменой очного обучения на дистанционное и внедрением цифрового концлагеря.

Мы попросили наших экспертов разъяснить суть документа, а также риски и преимущества его реализации.

Многочисленные страхи в СМИ, связанные с проектом постановления о целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС), комментировать не интересно: страхи я не развею как минимум потому, что всегда сам был сторонником цифровых технологий в образовании. В частности, в отношении электронных журналов и дневников в дискуссии с коллегами я оказался не прав: они утверждали, что я навлеку на всех коллег-учителей новый хомут, а я утверждал, что надо быть полным идиотом или врагом школы, чтобы превратить такой удобный инструмент в хомут.

Не знаю, кем оказались чиновники, внедряя электронные журналы и дневники, но хомут на учителей повесили хороший. Если раньше еще плакали и трепыхались в соцсетях, то теперь привыкли. И так было практически со всеми цифровыми инновациями в школе. Самое полезное и удобное умудрялись превратить в хомут, с которым все постепенно свыкались.

Поэтому страхам я совсем не удивляюсь. Особенно после стресса карантина и импульсного погружения всех в дистанционное обучение, которое приняло вполне ожидаемые извращенные формы, кроме тех школ, где в таком режиме работать научились раньше.

Вместе с тем именно карантин впервые поставил школу в такую ситуацию, когда именно цифровые технологии, даже в извращенной форме, стали незаменимыми – ошибки можно исправить, новые формы работы освоить. От чего раньше отбивались итальянской забастовкой, теперь стали активно применять.
Постановление (точнее проект) вызывает двойственное впечатление:
  • С одной стороны, оно неизбежно в рамках национальных проектов. И «Цифровая экономика», и «Цифровая образовательная среда» не оставляют сомнений в появлении соответствующих нормативных актов.
  • С другой стороны, текст в нем оставляет пространство для толкований, в том числе негативных.
А опыт внедрения «цифры» в школу заставляет опасаться закона Мерфи: «Если неприятность может случиться, она случится».

Это уже второй документ про «целевую модель ЦОС». И в документе прошлого состава министерства, и в этой версии от определения «целевая модель» деликатно уклонились, подменив ее описанием, из чего она состоит. А в составе описанного комплекта ключевым элементом видим «платформу ЦОС». Смысл ее крайне расплывчат. Есть большое подозрение, что нас ожидает очередной монопродукт, который «и Гоша, и Жора, и Юра», и кофемолка, и кофеварка, и электронный журнал вместе с электронным дневником, не говоря об электронных учебниках.

Это вместо давно обсуждаемых и даже упомянутых в ранее выпущенных документах протоколов обмена данными, чтобы все разработчики все свои уже существующие продукты настроили на их использование, а все участники ЦОС могли на свой вкус и цвет их комбинировать. Описание раз за разом очередного реестра, каждый раз с полным набором персональных данных, наводит на мысль, что стараются неграмотные цифровые решения увязывать друг с другом, а деньги попилить на более громоздких проектах. Зачем очередной реестр с этими данными, если они уже есть в других реестрах? Это же цифровая среда – достаточно обеспечить синхронизацию по идентификаторам.

Я бы видел в «целевой модели ЦОС» матрицу всевозможных педагогических целей и соответствующих им цифровых инструментов.

Это облегчило бы всем логистику проектирования/заказа/поставки.

А так все ждем следующих «даров неба».

Что за «платформа ЦОС»? Кому достался бюджетный пирог? Как с ней взаимодействовать? Что с ней делать и зачем? Можно ли углубляться в существующие цифровые решения или подождать, чтобы не выгнали и не заставили осваивать другие инструменты?

Время-то не резиновое. Особенно при цейтноте карантина.

А страхи СМИ на этом фоне только раздражают, ибо отвлекают людей от сутевых проблем своей наивностью типа «распространение вируса вышками 5G».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube