Дистанционное обучение // Интервью

«Традиционные учебники уже не работают»

  • 4 июня 2020
  • 4000

«Традиционные учебники уже не работают»
Фото: mob-edu.ru

Почему система школьного образования не сможет игнорировать онлайн-сервисы и после пандемии, рассказал гендиректор компании «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков.

– Зачем школам подписываться на онлайн-продукты после снятия ограничений?

– После пандемии онлайн-сервисы никуда не денутся, они уже стали частью образовательной экосистемы. То, о чем мы говорили в течение десятилетий, произошло буквально в течение двух-трех дней. А за два месяца большинство учителей овладели навыками работы в онлайне, более того, стало очевидно, что самим ученикам эти форматы более понятны и комфортны.

Школа – один из самых консервативных сегментов общества, это нормально. Но классно-урочная система, которая существует уже 500 лет, неактуальна, и дети в целом выходят из школы с безнадежно устаревшим набором знаний и навыков.

Революционные изменения в системе школьного образования происходят во всем мире, школы переориентируются с парадигмы «учитель передал, ученик запомнил, учитель проверил» к парадигме компетенций, которые позволяют человеку быстро адаптироваться к окружающему миру. Традиционные учебники уже не работают, потому что написаны в старой парадигме, да и знания, которые они содержат, устарели.

– У школ будут финансовые возможности покупать онлайн-продукты?

– Школам ничто не мешает и сейчас приобретать электронные ресурсы по статье «учебно-методическое обеспечение». Единственное – они в первую очередь по закону обязаны приобрести бумажные учебники. Думаю, что в ближайшие несколько лет эта норма изменится.

– Вы ждете новых внешних инвестиций?

– Мы развиваемся за счет собственных ресурсов, но ведем переговоры с потенциальными инвесторами. Нет оснований полагать, что интерес инвесторов к Edtech упадет, напротив, он будет расти, опережая ожидания начала этого года, как уже вырос интерес к финтеху. Сегмент цифровых продуктов для школ формируется в течение последних 5–10 лет, он накопил потенциал, пандемия и карантинные ограничения стали спусковым крючком роста спроса. Крупнейшие игроки сформировались, думаю, сейчас пойдут процессы интеграции, возможно, в том числе с крупными издательствами, слияния и поглощения.

– Насколько серьезен риск жесткого регулирования рынка, в результате чего частные компании не смогут на нем работать?

– Опыт проектов «Московская электронная школа» и «Российская электронная школа» уже показал, что идея создать заранее назначенную лучшую платформу мало перспективна, она не работает. Сюда же можно отнести единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов или проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Еще один пример – ситуация на рынке учебников: изменения федерального перечня привели к тому, что с рынка ушло подавляющее число издательств.

Без конкуренции сегмент онлайн-образования ждет неизбежная стагнация и деградация. Оценку продукту может дать только конечный потребитель – учитель и обучающиеся. Регулятор должен лишь создавать условия для развития среды по критериям, которые считает необходимыми.

– Помешает ли падение доходов населения?

– В предыдущие кризисы образование никогда не испытывало такой турбулентности, как другие рынки, все-таки родители не отказываются от инвестиций в детей. Да и правительство даже в самых тяжелых условиях стремится сохранить финансирование этой социально чувствительной сферы. Падение доходов скорее затронет дополнительное образование взрослых и, например, такие направления для детей, как робототехника, проектная деятельность, но и здесь сильного спада не будет.



Новости





























































Поделиться