Образовательная политика // Тема дня

Почему не все школьники получат бесплатные завтраки с 1 сентября


Почему не все школьники получат бесплатные завтраки с 1 сентября
Фото: avatars.mds.yandex.net/

18 февраля Госдума единогласно приняла в третьем чтении проект Федерального закона о внесении изменений в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в статью 37 Закона «Об образовании в РФ» (сокращенно – законопроект о школьном питании).

Напомним, что в своем послании Федеральному собранию 15 января этого года президент Владимир Путин заявил о необходимости «обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс», причем независимо от доходов их родителей.

Поддержка президента позволила максимально быстро принять важнейший закон, который был инициирован Советом Федерации еще в прошлом году, но имел все шансы быть отклоненным из-за сопротивления финансового блока правительства. На его реализацию в этом году запланировано выделить из федерального бюджета 21 млрд рублей, в следующем – 46 млрд. Проект по обеспечению бесплатными завтраками учащихся начальных классов рассчитан до 2023 года, главный критерий отбора регионов – стопроцентная готовность расположенных на их территории школ к организации горячего питания. Это означает наличие в них столовых, оснащенных необходимым оборудованием. Недавно состоялось заседание рабочей группы при Комитете Государственной думы по образованию и науке по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Мы попросили члена этой рабочей группы Алдара Дамдинова рассказать о существующих проблемах и путях их преодоления.

– С какими трудностями столкнулись регионы на первом этапе реализации закона?

– Закон о бесплатном питании можно по праву назвать революционным, поскольку впервые в нем говорится о бесплатном горячем питании всех школьников без исключения с 1-го по 4-й классы.

Поправки были внесены не только в Закон «Об образовании в РФ», но и в Федеральный закон «О пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах», в котором объясняется, что такое «горячее питание», введено и много других терминов и норм, регулирующих систему питания детей от дошкольного возраста до 18 лет, то есть от детского сада до организаций СПО.

В настоящее время правительство разрабатывает правила распределения бюджетных субсидий для субъектов РФ.

Понятно, что в этих правилах есть ряд условий, которые должны соблюдать регионы. Прежде всего субъекты РФ обязаны предоставить софинансирование из своих бюджетов. Как и в других федеральных проектах, доля региональных средств зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

Поначалу речь шла о предоставлении федеральных субсидий только дотационным регионам, но после дискуссий все же приняли решение распространить поддержку и на регионы-доноры. Из их числа только Москва отказалась от федеральных субсидий: в столице учащихся младших классов кормят за счет городского бюджета уже последние несколько лет. Вообще, надо отметить, у нас 18 субъектов РФ на сегодняшний день обеспечивают горячими завтраками учащихся с 1-го по 4-й классы за собственные средства.

– Каковы критерии отбора регионов для участия в проекте?

– Главный критерий – стопроцентная готовность всех без исключения школ региона к организации горячего питания. Это означает наличие в школах столовых с необходимым оборудованием. 15 апреля, по данным Роспотребнадзора, который проводит мониторинг готовности, 1/3 регионов, подавших заявки, уже сейчас готова приступить к обеспечению горячим питанием, 1/3 сможет это сделать лишь с 1 сентября этого года. Но по этой группе есть серьёзные сомнения, поскольку в каждом из «отстающих» регионов существует то или иное количество школ, в которых вообще нет столовых. Это может быть всего одна школа на весь регион, как в Нижегородской области, или три, как в Томской области. Например, в Республике Бурятия, которую я представляю в Госдуме, 21 школа не имеет столовых. Это малокомплектные школы, в которых обучается от 1 до 28 детей максимум. Столовые там не были предусмотрены, так как строить и содержать отдельное помещение с поварами и сторожем для трех-четырех детей не представлялось экономически целесообразным. Эти дополнительные расходы привели бы к нерентабельности такой школы, а впоследствии к ее закрытию. Конечно, регионы на это не шли. И за счёт того, что горячее питание у нас не было обязательным, они выходили из положения за счёт длинной перемены, когда у детей появлялось время пообедать дома. Теперь, после принятия закона, всё поменялось, и регионы должны обеспечить соответствующие условия в каждой школе для питания детей. Это непреложная норма закона.

– Какие опции предлагаются для решения этой задачи?

– Следует предусмотреть совершенно разные варианты обеспечения горячим питанием в малокомплектных школах. Во-первых, это можно сделать посредством аутсорсинга, то есть передачи полномочий по реализации этой задачи другой стороне, например предпринимателям. Во-вторых, мы рассматривали создание мобильных столовых. В-третьих, выдавать семьям денежную компенсацию на обеспечение детей горячим питанием.

Если мы не найдем оптимального решения этого вопроса, то регионы, не сумевшие обеспечить стопроцентную готовность своих школ (даже если у них имеется одна такая школа), останутся без федеральной субсидии, а дети, проживающие на их территории, – без горячего питания. Потому что до 15 июля (такой дедлайн установлен Роспотребнадзором) регионы с дефицитными бюджетами не смогут решить эту проблему за счет собственных средств.

И очень трудно будет объяснить родителям, почему им придется платить из своего кармана за школьное питание в столь сложных экономических условиях.

Если взять в качестве примера Республику Бурятия, у нас, с одной стороны, 313 детей обучаются в школах, в которых не обеспечены условия, а с другой стороны – 46 тысяч учеников начальных классов, которые не получат горячее питание по этим правилам, несмотря на то что в их школах имеются столовые. Я думаю, что это несоизмеримо. И моё предложение было совершенно иное. Сегодня у нас век компьютеризации, и каждая школа имеет сайт, на котором опубликована вся информация, и Роспотребнадзор уже сейчас проводит мониторинг готовности дистанционно.

15 июля мы определим количество школ, где на 100% созданы условия для организации горячего питания. Не составит труда посчитать количество учеников в этих школах, определить, сколько понадобится федеральных средств для обеспечения их горячим питанием, и направить адресно ассигнования в эти школы.

Для тех образовательных организаций, где в положенный срок не удастся создать условия, следует установить переходный период до 1 сентября 2023 года. И по мере готовности направлять туда финансовые средства. Вот моё мнение, но пока оно ещё не принято.

– Какой объем средств запланирован на горячее питание школьников?

– На 4 месяца 2020 года в федеральном бюджете на эти цели запланирован 21 млрд рублей. На будущий год – 46 млрд. Впоследствии сумма может меняться в зависимости от количества субъектов РФ – участников программы и контингента учеников начальных классов, который растет ежегодно.

В конечном счете до 2023 года учеников 1–4-х классов всех регионов обеспечат горячим питанием за счет федеральных субсидий.

Кроме того, наша рабочая группа выступила с предложением принять на федеральном уровне комплексную программу содействия созданию и модернизации (оснащению и переоснащению) пищеблоков и столовых государственных общеобразовательных организаций.

– Те 18 субъектов, которые уже сейчас кормят своих школьников за собственные средства, тоже получат федеральные субсидии наравне со всеми. Смогут ли они использовать освободившиеся в их бюджетах деньги по собственному усмотрению?

– Конечно. Просто они возместят в своих региональных бюджетах эти суммы. Председатель нашей комиссии по горячему питанию школьников Геннадий Онищенко настоятельно рекомендовал не распылять эти средства на другие цели (такой соблазн может возникнуть у региональных Минфинов), а направлять их на приобретение современного оборудования или на обеспечение бесплатным питанием бОльшего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У нас практически во всех регионах есть законы, по которым детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают бесплатным питанием.

Во время пандемии многие регионы выдавали сухие пайки ребятам из малоимущих семей, и это стало для них существенным подспорьем.

Надеюсь, реализация закона будет решать многие задачи, в том числе охраны здоровья наших школьников за счет полноценного питания.




Новости





























































Поделиться