Проблема: противоречие между нормативными требованиями аттестовать по результатам трех четвертей и необходимостью продолжать учебную деятельность (включая оценивание) в условиях социальной напряженности и разного уровня технической оснащенности семей. Возможно, кто-то из вас находится в подобной ситуации и думает, как работать дальше, в мае, например. Нам министерство просто рекомендовало выставить годовую по трем четвертям, но опытные директора знают, что за рекомендациями всегда идет отчет об исполнении.
Смысл деятельности лежит за пределами деятельности. Наша ключевая задача – не только мотивировать учеников учиться, но и не добавлять в семью еще один очаг напряженности, когда глава семейства не уверен, получит ли он зарплату, а его второй половине зеркало подсказывает, что она превращается из половины в две трети, и обе части в условиях закрытости начинают сомневаться в своём брачном выборе. А тут еще ноутбук завис, и ребенок не успел отправить результаты учителю, плачет в углу, получив «неуд». Даже если всё благополучно и настроение в семье хорошее, зачем его портить?
Вариант 1
Безотметочное обучение. Просто учимся два месяца, а отметок не ставим. При всех преимуществах есть один недостаток: система массовой школы не готова работать без такой привычной обратной связи как отметка. Да, я всё понимаю про «внутреннюю мотивацию» и необходимость её формирования, но раньше думать надо было (и мы подумаем после карантина!), сейчас этого сделать за неделю не получится. Так что же делать? Возможен ли план Б?
Вариант 2
Запустить альтернативную систему оценивания. Три для советовался с коллегами, и вот что получилось. Отметка ставится по результатам трех четвертей и предъявляется ученику в качестве предварительной. Она не может быть уменьшена ни при каких условиях. Никакое действие ребенка не может ухудшить его положение, только улучшить (хоть какая-то радость в семье на самоизоляции). Ученик обязан посещать уроки, а вот активно работать во время них, делать или нет домашнюю работу решает он сам. Впервые он может ничего не делать и ему ничего за это не будет, а может сам выбрать по каким предметам ему хочется повысить отметку (давно мечтал «прокачать» историю или больше шансов улучшить отметку), какая тема его заинтересовала больше, и он захотел углубиться в неё, или просто он сегодня в ресурсном состоянии, настроение хорошее и готов горы свернуть. И некоторые, возможно, впервые выполнят задание не из-за страха получить негативную отметку, а потому что хочется. Самому (самой) хочется!
Таким образом, учитель выдает один раз в неделю (это строго, а то нагрузка на учителя будет запредельной, это же всё проверить нужно) на 1, 2, 3 или даже 5 ШБ-койнов (пока такое рабочее название), заранее оговаривая критерии оценивания. Ученик, решивший выполнять, выбирает задание и уровень его сложности. При неудачном выполнении он ничего не теряет. При успешном – получает по курсу 1 ШБ-койн – «+ 0,1 балла» к годовой отметке.
Например, выставлена годовая 3,3. Выполнил задание (+0,1) – получи 3,4. В следующий раз выбрал задание посложнее (+0,2) – вот уже 3,6 и итог «хорошо». Недель осталось мало, максимум рост по пятибалльной шкале может произойти до 1,0 балла (у нас десятибалльная – до «+2,0»). Данные учитель заносит в Гугл-таблицу с возможностью редактировать, а учеников есть возможность видеть свой рост. В конце года бонусные баллы добавляются к годовой отметке (над положением о промежуточной аттестации мы уже работаем). В конце каждой недели подводится итог. Определяется ученик, набравший больше всего ШБ-койнов. Ему отправляется пицца с доставкой за счет фонда Дарование (спасибо еще раз этим добрым людям!).
На фото: Артем (публикуем с его согласия) один из лучших спортсменов нашей школы, но в учебе или в олимпиадах раньше не демонстрировал чего-то выдающегося. Он три раза переспросил. «Я – лучший ученик недели?» «Вы точно уверены?». Возможно, он попал впервые в ситуацию учебной успешности такого уровня. У меня прямо комок к горлу подступил. А если ему понравится, и он продолжит в следующем году учебу с другим уровнем вовлеченности? Если это перелом или, как говорят у нас поселке Большое Исаково, точка бифуркации?
И забыл еще один маленький элемент новой системы – руководителю класса, набравшего больше всех баллов за неделю – тоже 🍪 пиццу с доставкой. И тут дело не в пицце, конечно. Запускается игра, появляется еще одна цель. «А давайте все вместе нашу учительницу порадуем?».
Применима ли эта модель (хотя бы частично) в следующем году? Об этом в следующих постах.
А как Вы меняете свою систему оценивания в этих условиях?