Дистанционное обучение // Колонка

Как цифровизация взламывает систему управления образованием


Как цифровизация взламывает систему управления образованием
Фото: iguides.ru

Термин «цифровизация» в наибольшей степени подходит для характеристики происходящих в настоящее время изменений.

Процесс цифровизации одним из первых объяснил в 1995 году американский ученый-информатик Николас Негропонте. Он рассматривал цифровизацию как процесс перехода от обработки атомов к обработке битов, отмечая также недостатки классических товаров в «физическом» воплощении (вес, сырье, транспорт) и преимущества новой экономики (отсутствие веса товаров, виртуальность, почти не нужное сырье, мгновенное глобальное перемещение).

Клаус Шваб в своем фундаментальном труде «Технологии Четвертой промышленной революции» (Москва: Эксмо, 2019) выделил четыре промышленные революции, включая четвертую, происходящую на наших глазах. В качестве основных направлений четвертой промышленной революции Клаус Шваб выделил расширение цифровых технологий (новые вычислительные технологии, технологии распределенного реестра, интернет вещей), преобразование физического мира (искусственный интеллект и роботы, передовые материалы, аддитивное производство и многомерная печать), изменение человека (биотехнологии, нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность), интеграция окружающей среды (накопление и передача энергии, геоинженерия, космические технологии).

Применительно к сфере образования наиболее заметными выглядят в наше время последствия расширения цифровых технологий. Наиболее подходящий в этом смысле термин для обозначения такого процесса расширения – цифровизация.

Актуальность цифровизации резко усилилась после принудительного перехода к повсеместной дистанционной форме как мере защиты от пандемии.

Таким образом в настоящее время мы наблюдаем несколько усиливающих друг друга процессов – повсеместный переход на дистанционное образование, цифровизацию, внедрение искусственного интеллекта. Среди проблем, которые были выявлены в ходе перехода на дистанционное образование, можно выделить следующие:

1. Регламентация деятельности педагогического работника, работающего в онлайн-режиме

Трудовой кодекс РФ содержит главу 49.1. ТК РФ, регламентирующую труд дистанционных работников. Однако сейчас уже возникли вопросы, связанные с учетом рабочего времени педагогических работников, оснащением их оборудованием, программно-техническими средствами, размером, порядком и сроками выплаты компенсации за использование педагогическими работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, порядком возмещения других расходов, связанных с выполнением дистанционной работы и др.

2. Использование информационных ресурсов в образовательном процессе

Один из ключевых моментов здесь связан с использованием и отбором безграничного по объему контента, который может быть применен в образовательной деятельности как педагогическими работниками, так и обучающимися. В таких условиях уже чисто технологически невозможно воспроизводить прежнюю иерархическую матрицу отношений «учитель-ученик».

То, что в эпоху интернета фигура учителя как основного источника знаний для учеников подвергается девальвации, было выявлено и ранее – об этом говорят без малого десять лет.

Однако именно массовый переход на дистанционное взаимодействие между педагогами и учениками выявил потребность в изменении прежних иерархических отношений как в рамках «учитель–ученик», так и в рамках «образовательная организация – учитель» и «образовательная организация – учредитель».

Ученик в режиме дистанционного образования может в неограниченном объеме получать знания из сети, и при этом сама по себе сеть как источник знаний принципиально нерегулируема. По крайней мере к сети неприменимы такие регуляторы, как, например, официально утвержденный учредителем список учебников. В качестве примера возможно привести образовательные порталы, информационные массивы данных, нейрокоммуникации, социальные сети, мобильные среды.

То, что при дистанционной форме у учителей и учеников, а также можно предположить, что и у управленцев, уходит больше времени и на подготовку к занятиям, и на администрирование процессов, во многом как раз и обусловлено автоматическим переносом фактически действующей иерархической системы управления образовательным процессом в дистанционную форму.

Дистант также предполагает другие подходы и к определению статуса педагога.

Здесь возникают проблемы оформления и оплаты дополнительной нагрузки, нормирования труда в целом, оценки качества образования, аттестации и других. Некоторые образовательные организации пытаются заместить проблемы усилением локального регулирования, пытаясь затыкать таким способом «дыры». В любом случае необходимо определение статуса педагога с учетом новой цифровой реальности.

С точки зрения содержания образовательной деятельности требуется определение подходов к использованию в образовательной деятельности новых элементов системы управления, актуализированных вследствие опять же тотальной «дистанционки» – рейтингование, тестирование, личное и коллективное информационное пространство, включая сайты, блоги, форумы, чаты.

Базисом цифровизации выступает сеть, включающая множество самых разнообразных участников, образовательные организации, педагогических работников, владельцев интернет-ресурсов, сетевых экспертов, объектов с искусственным интеллектом.

Это предполагает необходимость формирования нового управленческого механизма, включающего взаимосвязи не только по линии «учредитель – образовательная организация», но и по линиям «учредитель – педагогический работник», «учредитель– сетевая структура, объединяющая педагогических работников, образовательные и другие организации, владельцев и пользователей информационных ресурсов и других». В связи с этим актуальной задачей выступает формирование новой модели финансирования образовательных организаций.

Проблема заключается в том, что действующая система управления образованием уже сейчас нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми вызовами, но параметры такого совершенствования должны быть сформированы в экспертном сообществе в ближайшее время.



Новости





























































Поделиться