Дистанционное обучение, стартовавшее в российских школах в апреле, вызвало много нареканий как со стороны родителей, так и учителей. Но основная проблема даже не в том, что система образования оказалась не готова к переходу в онлайн. Главное – это то, что большинству детей не на чем учиться, а учителям – не на чем преподавать.
Цифровое неравенство
В России сегодня больше 40 тыс. школ, 23 тыс. из них расположены в сельской местности. В 80% российских школ уроки информатики и технологии проводятся в устаревшем формате (мы поставляем в школы инженерные классы и видим ситуацию изнутри). Средний возраст учителей в России, по официальным данным, превышает 50 лет. 26% детей живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума.
О чем говорят эти цифры? О низкой цифровой грамотности учителей, для которых дистанционный формат стал настоящим шоком. А также о колоссальных проблемах с обеспеченностью российских семей техникой, которая необходима для онлайн-обучения.
Когда мы запустили онлайн-курсы в своей сети школ робототехники, мы четко увидели: в большинстве семей ноутбук если есть, то один. Сейчас он используется родителями для удаленной работы. Можно найти возможность заниматься 2 раза в неделю по часу-полтора в рамках кружка – более 80% наших учеников продолжают учиться. Но обеспечить полноценное рабочее место для ребенка на полдня для обучения по школьным предметам могут позволить немногие. А если детей несколько?
Поэтому главное, что мешает российским школам организовать нормальное дистанционное обучение, – это отсутствие ноутбуков у детей. Персональных. С необходимым программным обеспечением и настройками.
Подарим детям ноутбуки!
Решение есть, и мы его озвучили в рамках предложений по принятию неотложных мер в сфере образования, которое Агентство стратегических инициатив направило в правительство России. Нужно подарить всем 15 млн детей в возрасте от 5 до 15 лет ноутбуки с операционной системой GNU/Linux и свободным программным обеспечением. Это вполне подъемная для бюджета сумма: 4,5 млрд долларов на всю страну. И тогда можно организовать дистанционное обучение и по школьной программе, и в рамках дополнительного образования.
Пока в Минпросвещения рассматривают это предложение, Агентство стратегических инициатив организовало всероссийскую акцию #помогиучитьсядома. Это благотворительный проект по сбору техники для детей, которые хотят, но не могут учиться удаленно. Помощь требуется не только материальная (в виде техники или денег на ее покупку), но и организационная. Нужно собрать около 200 тысяч волонтеров. Заявку на участие в акции можно оставить на сайте. Заявку на получение ноутбука или планшета от родителей нужно передать в свою школу, затем информация централизованно будет передана из школ в штаб акции.
Кстати, у учителей тоже нет ноутбуков. Многие проверяют домашние задания в смартфоне, что невероятно тяжело. Реальный пример: учитель английского в младших классах из школы Ленобласти, 61 год. Проверяет упражнения 150 учеников, которые шлют фотографии своих не очень стройных рукописей по 2 раза в неделю в личные сообщения ВКонтакте. И таких по всей стране – тысячи.
Учителям нужна поддержка
Вторая проблема, которая делает школьное онлайн-обучение невозможным, – это отсутствие опыта работы с цифровыми технологиями у учителей. Необходимости раньше не было. Поэтому сейчас в большинстве школ дистанционное обучение свелось к работе в соцсетях: учитель размещает фотографию задания, дети шлют фотографии выполненных упражнений. Обвинять учителей в том, что они не смогли построить процесс как-то по-другому – не нужно, надо помогать.
Для повышения цифровой грамотности учителей и обучения их работе в дистанционном формате нужно привлечь профессиональное сообщество. Тех, кто имеет опыт и адаптированные под онлайн методические материалы. Например, наш опыт организации дистанционных уроков по программированию, 3D-моделированию и схемотехнике можно масштабировать для проведения уроков технологии и информатики.
Совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. Герцена мы запустили бесплатные курсы повышения квалификации для учителей технологии, информатики и робототехники на платформе «Новатор». Методисты учат проводить уроки в онлайн-режиме, а после курса все слушатели вступают в сообщество преподавателей, где делятся своими кейсами, подсказывают друг другу интересные задания для реализации в онлайн-режиме. Такую поддержку мы готовы организовать централизованно для педагогов из любых регионов.