Запустить полноценное дистанционное обучение школы не смогут ни в следующем учебном году, ни в ближайшие несколько лет. И вопрос не в том, насколько готова система образования и педагоги к преподаванию в онлайне. Проблема – техническая.
Только самые продвинутые школы в России – а это не более 5% от их общего числа – смогли организовать нормальный образовательный процесс в последней четверти учебного года. То, что происходило в остальных школах, сложно назвать онлайн-образованием. Катастрофа для учителей, пытка для родителей и практически нулевая польза для детей.
Продвинутыми я называю школы, где и до эпидемии был адекватный уровень цифровизации. Где уроки информатики и технологии проходили с использованием современных программ и оборудования. Где работают учителя с высокой компьютерной грамотностью, использующие разные цифровые инструменты в учебном процессе. Они расположены в больших городах, где нет проблем с интернетом. В таких школах, как правило, учатся дети из более обеспеченных семей, и у них есть свой (не родительский!) ноутбук для учебы. Достаточно быстро такие учебные заведения перевели занятия в онлайн.
Например, петербургская гимназия № 148 имени Сервантеса, в которой в 2018 году мы оборудовали инновационный инженерный класс для изучения робототехники, программирования и 3D-печати. В таких школах и учителя, и дети привыкли работать в цифровой среде. В первые дни на сайте школы появились инструкции для родителей по установке сервиса видеоконференций и работе с ним. Оперативно было сформировано расписание, выкладывались планы уроков и задания.
Педагоги смогли вести уроки онлайн, для детей в этом не было ничего необыкновенного. Они уже видели программы посерьёзнее, чем zoom. Таких школ в масштабах России, к сожалению, очень мало.
Почему не смогли остальные? Первая и самая главная причина – отсутствие компьютеров у большинства детей и педагогов. Кроме этого, качество связи в сельской местности позволяет в лучшем случае получать задание и отправлять решение, ни о каких просмотрах видеоуроков и тем более онлайн-занятиях в режиме реального времени речи идти не может. Низкая цифровая грамотность учителей, неумение пользоваться компьютером и программами, отсутствие методической поддержки – все это привело к имитации образовательного процесса, когда дети выполняли задания ради выставления оценок в четверти. Получить новые знания таким образом просто невозможно.
Если возникнет необходимость, продвинутые школы смогут запустить дистант, сделают это ещё лучше и быстрее. Остальные – нет. Ведь для них ничего не изменилось.
Благотворительные инициативы, нацеленные на обеспечение школьников устройствами для учебы, не смогут покрыть и четверти потребности. Здесь нужна государственная программа. Если не на чем учиться и учить, то не спасут ни методические рекомендации, ни улучшенные платформы онлайн-образования, ни опыт дистанционного ведения уроков. Цифровая среда для большинства педагогов и их учеников осталась «чёрным ящиком». Нацпроект «Образование» предусматривает трансформацию уроков технологии, для того чтобы заменить устаревшие программы изучением технологий Индустрии 4.0. Если бы этот процесс в предыдущие годы шёл более активно, возможно, большее количество школ было бы готово к вызовам удаленного обучения.
Подведу итог. Для того чтобы помочь школам освоить дистанционный формат, важно обеспечить детей и учителей персональными компьютерами и «подружить» их с цифровой средой посредством модернизированных уроков технологии. Первая задача по плечу только государству. Вторую могут решить сами школы: проявить инициативу и в рамках системы госзаказа оборудовать инженерные классы, где проводятся не только уроки информатики и технологии, но и математики, физики, химии, биологии.