О пользе развития эмоционального интеллекта не высказался только ленивый.
Эмоциона́льный интелле́кт – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В переводе на понятный язык: человек с развитым эмоциональным интеллектом – это счастливый и успешный человек, способный строить здоровые партнерские отношения и испытывать глубокую привязанность.
Такому человеку для поддержания гармонии в своей жизни не нужны «костыли» вроде нездоровых отношений или зависимостей. В его жизни не будет болезненных перекосов в сторону карьеры, заменяющей личную жизнь, или отношений, поглощающих его личность. Вспомните экранизацию повести Чарльза Диккенса «Рождественская история» – отличная иллюстрация такого «перекоса». И это – далеко не самый удручающий пример.
Безусловно, эмоциональный интеллект не гарантирует отсутствия жизненных трудностей, неудач и провалов. Но он дает психологическую устойчивость, умение использовать внутренние и внешние ресурсы для преодоления неблагоприятных обстоятельств.
Развивая эмоциональный интеллект ребенка, вы даете ему набор инструментов, которыми он будет пользоваться всю жизнь и еще передаст их по наследству! Неплохо, правда?
Кстати, хорошая новость: вы уже это делаете! Да-да, вы развиваете эмоциональный интеллект вашего ребенка с самого его рождения!
Вспомните, как младенец улыбается, дергает ручками-ножками и гулит в ответ на появление родителей в его поле зрения. Как он успокаивается на руках, прижимается всем тельцем, как смотрит в мамины глаза во время грудного вскармливания...
Малыш растет, начинает садиться, ползать, вставать, ходить и активно изучать все, до чего можно дотянуться. Припоминаете, как каждый раз, попав в новую ситуацию, ребенок, прежде чем отреагировать самому, смотрит сначала на реакцию родителя?
Развитие эмоционального интеллекта и работа с эмоциональной сферой взрослого – тема для отдельной большой статьи. Здесь ограничусь определяющим, на мой взгляд, советом: запрещено запрещать.
Убирайте из своей речи и головы запрещающие, уничижающие и обесценивающие установки-высказывания вроде: «мальчики не плачут», «девочки всегда улыбаются», «капризничать стыдно», «нельзя расстраиваться», «обижаться нехорошо», «злиться – плохо», «слишком много веселиться вредно»...
Вспомните, вытащите из своей головы все эти фразы. Выпишите их на листочек и проработайте каждую установку, изменяя ее с негативной на позитивную. Например, так: злиться плохо → злиться – это нормально, главное – спросить себя, почему я злюсь и что нужно делать в этой ситуации, чтобы изменить ее в лучшую сторону.
Возвращайтесь к этому списку, пока от всех губительных установок не останется и следа.
Как стать помощником ребенка на пути развития эмоционального интеллекта
Я сейчас скажу ужасную вещь: никто и ничто не сможет развить эмоциональный интеллект ребенка, если в этом процессе отсутствует главное звено – значимый взрослый.
Значимый взрослый – это человек, принимающий непосредственное участие в заботе о ребенке, оказывающий существенное влияние на условия его жизни и развития.
Педагог может провести дидактические игры и занятия на развитие эмоционального интеллекта, коих сейчас великое множество. Все это полезно и нужно. Но эти знания «пройдут по касательной» без участия значимого взрослого.
Эмоциональный интеллект ребенка – в руках родителей, которые много, качественно, осознанно и открыто с ним общаются.
А что дальше-то делать? Не будешь же с двухлеткой беседовать о жизни на примерах классической литературы? Он бросит в вас кубиком от лего и убежит играть. И будет прав!
Показывать малышу карточки с эмодзи и монотонно повторять «это радость, это грусть…»? Если в вашей голове встает именно такая картина, скорее перезагружайте систему.
На самом деле все гораздо проще, веселее и приятнее. Затем, собственно, мы и создали серию книжек «Первые эмоции в сказках и картинках».
Сотни лет сказки были способом передачи знаний об окружающем мире и человеческих отношениях. Они и развлекали, и учили, и развивали, и предупреждали.
Некоторые сказочные «фишки»:
- повторы;
- преувеличения;
- простые сюжеты;
- одушевление природных явлений и животных.
В сказках есть огромный потенциал для раннего развития эмоционального интеллекта:
- простые и понятные поведенческие примеры;
- поиск смысла в иносказательном повествовании;
- установление причинно-следственных связей;
- связь текста с картинкой.
Но сама по себе сказка с картинками – это только пособие, помощник, дающий инструменты, использовать которые – ваша задача. Вся магия в ваших руках!
Давайте подробнее рассмотрим инструменты для развития эмоционального интеллекта, которые дает нам сказка.
Совместное чтение – это близкое общение ребенка со значимым взрослым, во время которого происходит такой важный для развития эмоционального интеллекта процесс, как формирование привязанности. Вы сидите рядом, гладите и обнимаете ребенка, смотрите друг другу в глаза, вместе смеетесь, печалитесь, удивляетесь, переживаете, вспоминаете. Между вами устанавливаются прочные, глубокие, эмоционально значимые связи. Этот опыт близких отношений у ребенка останется навсегда.
Эмоциональная включенность. Помните, что во время совместного чтения ребенок – не пассивный слушатель, а активный участник процесса. Будьте в моменте: читайте с выражением и следите за реакцией ребенка, проговаривайте, называйте, повторяйте, обсуждайте.
С маленьким непоседой (до 2–2,5 лет) можно поначалу ограничиться рассматриванием картинок и выполнением посильных заданий для актуализации уже имеющихся представлений ребенка об эмоциональной сфере, своей и окружающих.
С возрастом и развитием речи ребенок сможет все активнее участвовать в обсуждении прочитанного, моделировании ситуаций, дифференцировании и определении эмоций, прогнозировании, понимании причин и следствий своих и чужих целей и поступков.
Отвечайте на вопросы ребенка. Если ребенок стремится разобраться, найти ответ – вы на верном пути.
Задавайте ребенку вопросы, на которые он может ответить, поразмыслив самостоятельно и делая собственные умозаключения. Пусть они будут поначалу слишком наивные, корявые и нелогичные, это не так важно: суть в самом процессе. Не торопитесь поправлять и отвечать за ребенка.
Слушая ребенка, вы даете ему возможность свободно анализировать и рассуждать, искать форму выражения своих эмоций, чувств и мыслей. Если необходимо – помогайте наводящими вопросами. Неплохо будет также вспомнить примеры из прочитанного ранее или пережитого опыта: «А помнишь, в такой-то сказке был похожий момент…» и т.д.
Когда ребенок будет готов, подключайте к обсуждениям моделирование различных ситуаций:
«А как бы ты поступил(а)? Как еще мог поступить герой в этой ситуации? Представь себя на месте героя: что бы ты почувствовал(а)?» и т.д.
Внимательное слушание – отличный способ развития самоконтроля, осознанности и включенности. Хочешь узнать, что дальше – сядь, послушай, подумай, задай вопросы, найди на картинке и т.д.
Зачем в книжке со сказками задания?
Родитель не должен быть педагогом, на нем лежит и без того большая ответственность и масса дел с пометками «должен», «обязательно», «срочно» и т.д.
Поэтому в наших книжках, помимо сказок в картинках, вы найдете целый разворот-руководство с советами о том, зачем и как читать и заниматься по книжке.
А также несколько разворотов с играми и заданиями в картинках.
Задания в этом случае являются помощниками, опорными точками для построения диалога и обсуждения прочитанного. Благодаря таким помощникам вы легко найдете нужные примеры, подходящие вопросы и даже поиграете в простые дидактические игры.
Книга дает вам богатый материал, вокруг которого можно легко построить общение с ребенком и разобрать сложные темы на простых примерах. Совместное проживание, анализ эмоций и поступков героев истории – это абсолютно реальное формирование личного опыта и эмоционального багажа с самых первых лет.