Дети // Статья

Приемы сторителлинга в детских развивающих тетрадях


Приемы сторителлинга в детских развивающих тетрадях
Фото: ogorodnik.com

Как вы думаете, много ли детей 5+ предпочтут планшету с кучей игр суперновую, классную, яркую тетрадь с заданиями? Давайте начистоту: книжки уступают электронным девайсам по многим параметрам. Планшет (телефон, ноутбук и т.д.) проще взять с собой, в него помещается миллион книг и игр, не менее развивающих, чем тетрадки с задачами, он надолго развлекает и настолько элементарен и интуитивен, что редко требует участия взрослого. Сплошные плюсы!

Так зачем нам тогда вообще бумажные книги и развивающие тетради?

Если коротко: эволюция (суть наша биология) не поспевает за техническим прогрессом. Все мы знаем, что бывает, когда ребенок бесконечно играет в электронные девайсы. И речь не только о гиподинамии и искривленной осанке.

  • Мгновенное привыкание. Мозг ленив – это факт. Из многообразия развивающего и увеселительного он, не спрашивая разрешения носителя черепной коробки, будет выбирать то, что быстрее доставляет удовольствие. Поэтому мы мгновенно подсаживаемся на «тыканье» в сердечки, скроллинг ленты соцсетей и всякие игры.
  • Прокрастинация. «Подсевший» на быстрое удовольствие мозг не так-то легко обмануть и подсунуть какие-то другие задачи: он будет бунтовать и просить простого и привычного.
  • Социальная изоляция. Соцсети – изящная ловушка для мозга. Подписчики, комментарии, лайки не равно друзья, общение, близость. Соцсети не заменят непосредственного человеческого общения, не научат ребенка адекватному взаимодействию, не помогут построить глубоких межличностных связей. Такое достижимо только офлайн: через общение с близкими, а через них – с окружающими.

И это только то, что плавает на поверхности.

Вы сейчас, может, подумали: «Ну и чем же книжка с заданиями лучше планшета? Ведь с книжкой можно точно так же зависнуть!» Не все так просто! Вернемся к нашему мозгу:

•Книга не дает мозгу никаких мгновенных поощрений. Чтобы узнать, что там дальше – нужно прочитать или сосредоточенно послушать.

•За сделанное задание в развивающей тетради с листа не выпрыгнет монетка, сердечко или какое-то количество очков. И даже поощрительную наклейку нужно отыскать, отковырять и прилепить, куда следует! Здесь включаются такие полезные и важные штуки, как интерес, ориентировка, мотивация познания.

•В книжке зачастую не так просто разобраться, поэтому приходится прибегать и к навыкам общения: просить о помощи и совете, опять слушать и напрягаться.

И, несмотря на все сложности, дети любят такие книжки. Знаете почему? Потому что детский мозг еще не потерял стремления к развитию. Детский мозг имеет огромный творческий запал и тягу к познанию. И это все педагогам, родителям, издателям, авторам нужно поддерживать в детях, не давать этой тяге угаснуть, подкидывая простенькое, не самообманываться, что «от прогресса не уйти, поэтому пусть играет».

Конечно, речи нет о том, чтобы запретить, изъять и 100% оградить детей от электронных девайсов, ведь они стали частью нашей жизни и имеют тенденцию и дальше в ней превалировать. Так что единственным адекватным выходом видится соблюдение баланса, на поиске которого мы все и сосредоточены. Баланса между «хочу» и «должен», между «интересно» и «полезно», «просто» и «сложно» и т.д.

Серия «Суперквест для ума» (редакция «БИНОМ ДЕТСТВА») выросла как раз из этого поиска баланса: мы хотели найти ту форму, которая будет интересна и полезна современным детям.

  • Без нравоучений, понуканий и директивности.
  • Пробуждая личный, истинный интерес к окружающему.
  • Стимулируя развитие гибких навыков, которые стремительно становятся ведущими в современном мире.

Мы нашли эту форму, соединив приемы сторителлинга, дидактических игр, поделок и развивающих заданий. Но обо всем по порядку.

Термин «сторителлинг» (storytelling англ.) сейчас пользуется огромной популярностью в разных сферах жизни, вплоть до маркетинга. Сторителлинг – это, по сути, сказительство, умение рассказывать истории. Интересные, цепляющие, задевающие за живое, главное – вызывающие эмоции. Именно благодаря эмоциям лучше запоминается информация, закрепляются навыки, формируется адекватная мотивация. Это работало миллион лет назад, работает сейчас и будет работать всегда.

Сторителлинг – это донесение информации в форме истории, вызывающей эмоции.

Дети любят истории. О приключениях, о животных, о дружбе, о природе, о себе. Веселые, страшные, смешные, захватывающие, реалистичные, фантастические – любые, главное интересные.

Что дает сторителлинг?

  • Формирование адекватной мотивации. В процессе чтения ребенку интересно узнать, что будет дальше, не потому что он получит какой-то приз, энное количество очков или лайков, а потому что им движет здоровое любопытство, пытливость ума. Здесь и просыпается тяга к познанию, без которой мы бы так и зависли на деревьях и до сих пор не распрощались бы с шерстью и хвостами (утрирую, но, думаю, вы поняли, о чем я).
  • Поддержка познавательной активности. Если ребенок в процессе чтения задает вам вопросы (сто тысяч в минуту, ну или хотя бы несколько), знайте – вы идете верной дорогой. Такое поведение является ориентировочной реакцией: ребенок пытается познать мир разными способами, и через поиск ответов на свои вопросы тоже. Отвечайте на них, ищите ответы вместе, используйте поисковые системы: так вы поддержите зародившееся в ребенке стремление к познанию, без которого любое обучение в будущем – сплошной стресс и мучение. Обсуждайте, спорьте, подвергайте сомнению: это поспособствует развитию критического мышления, которое является одним из важнейших навыков для успешного освоения современного мира.
  • Общение. Хорошая история – это прекрасный повод пообщаться: обсудить, узнать мнение друг друга, сравнить его со своим, принять или отвергнуть (и понять, что это нормально, тоже), выудить нечто полезное из имеющегося опыта. Например, это мы просто поговорили, какие классные звери еноты и что будет, если мы принесем одного такого к себе домой... Кстати, а почему енот-полоскун? Лезем в гугл, не отвлекаемся! Вроде бы посмеялись, а между тем посмотрите, сколько затронули навыков.

Говорить о плюсах сторителлинга для детей можно бесконечно. И, думаю, понятно, каким полезным может стать такой подход для развития личности ребенка.

В каждой книге серии «Суперквест для ума» своя история: приключенческая, захватывающая, веселая и при этом жизненная и понятная любому человеку, самому маленькому – тоже. В наших историях есть что обсудить, над чем задуматься, о чем поспорить и над чем посмеяться.

Комикс

Истории о мальчике Николасе и его друге еноте Венике мы рассказываем в форме комикса. Мы, взрослые (да и то не все), способны ради классной истории прорываться сквозь сотни черно-белых страниц. Детям, только начинающим осваивать навык чтения, стоит показывать и рассказывать истории в наглядной, понятной и интересной форме.

Комикс – очень современный, живой и эмоциональный материал, который помогает ребенку проникнуть в историю, погрузиться в нее, постичь причинно-следственные связи, стать ее участником.

Задания и поделки

Именно благодаря погружению в историю развивающие задания перестают быть чем-то отдельным, «придаточным»: они интегрированы в повествование, являются частью истории и позволяют ребенку стать ее полноценным участником не условно, а очень даже реально. Выполняя задания и создавая поделки, дети своими руками двигают историю.

В серии «Суперквест для ума» есть огромное количество разнообразных приемов на развитие внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации, воображения.

• Шифровки

• Поиск предметов

• Работа с картами и маршрутами

•Лабиринты

•Поиск отличий и совпадений

•Задания на актуализацию знаний об окружающем

•Раскраски по номерам, цветовым шифрам

•Задания на креативность

•Логические и задачки на развитие мышления

•Задания с наклейками

•Задания на анализ и синтез, поиск причинно-следственных связей

О поделках хочу сказать отдельно: развитие моторики рук и ручной труд в целом еще очень-очень долго будут занимать важное место в нашей биологии и – одно из первостепенных в раннем развитии детей. Даже когда человека на производствах заменят роботы, допотопный гомункулус в наших генах будет требовать работы для наших рук: прикасаться друг к другу, перебирать разные фактуры и материалы, гладить животных, рисовать, склеивать, шить, лепить, накручивать, подвязывать и так далее. И это прекрасно! Эта мысль всегда вселяет в меня надежду на то, что как бы человечество ни стремилось оторваться от своей природы, она, природа, навсегда останется в нас и наших детях. И бумажные книжки, которые рассказывают истории и побуждают общаться, пробуждают тягу к исследованию и открывают глаза на огромный мир вокруг, вряд ли заменят электронные девайсы.



Новости





























































Поделиться