Качество образования // Колонка

Учителям нужен цифровой наставник


Учителям нужен цифровой наставник
Фото: smallville.com.au

Статья «Онлайн галопом и повышение качества образования: как совместить?» Анастасии Белолуцкой мне показалась очень важной и абсолютно правильной. Вызванный эпидемией вынужденный переход на онлайн-образование принципиально не мог быть успешным, потому что никто не рассчитывал на его массовое внедрение в этом году, он возник не по собственной инициативе педагогов, а был вызван стрессовыми обстоятельствами.

Согласен с автором в том, что оценочные высказывания о деятельности педагогов при переходе на онлайн-образование неуместны до конца года. Но поскольку посты и комментарии к ним в соцсетях на эту тему всё равно будут возникать, главное – перенаправить их тональность. От ироничной, злой или даже доброй критики школы и педагогов они должны меняться в сторону взаимопомощи и советов учителям и родителям о том, как быть в новых условиях.

В трудную ситуацию в эпоху пандемии попали не только педагоги, которые вынуждены учить совсем не так, как их учили в институтах. Родители также столкнулись с проблемой освоения новой профессии – учителя-тьютора. Раньше нужно было напоминать детям о домашних заданиях. А если в дневнике появится плохая отметка, обратить внимание, может, даже нанять репетитора или самому выступить в этой роли. А теперь на дистанте приходится контролировать не только домашнюю, но и классную работу. Вот и приходится родителям вникать в премудрости профессии учителя.

А ведь многим мамам и папам ещё нужно работать весь день на удалёнке! Иначе детям будет нечего есть. Многие родители при этом работают на компьютере или ноутбуке (Россия живёт небогато, поэтому ситуация, когда в семье у каждого ноутбук – скорее исключение) и рвутся на части, потому что приходится выбирать: либо работать самому, либо учиться ребенку.

Думаю, что задача всех мыслящих людей в этот период – выступить в роли модератора, который уводит от дискуссии «кто виноват?» и приводит к дискуссии «что делать?». Надо рассказывать, что удаётся, и поделиться своим опытом. Это обсуждение будет гораздо спокойнее и конструктивнее. Например, «Лена! Вы почему молчите, расскажите, как в вашей семье старшая дочка превратилась в учительницу для младшего сына… А Вы, Сергей, расскажите, какой замечательный бесплатный образовательный портал Вы нашли».

Мы со своими коллегами вот уже более 25 лет пишем учебники для школьников. Мы стараемся, чтобы они заставляли детей думать, учили бы их самостоятельно добывать новые знания и осваивать новые умения.

Мне очень хочется, чтобы внедрение «цифры» в образование прервало традицию учительских монологов на уроках, чтобы количество «говорящих голов» на экране компьютера в соответствии с ФГОС сокращалось, а интерактивная деятельность школьников с планшетами и компьютерами, напротив, становилась более интересной и изощренной.

Но да, «сейчас не время для педагогических инноваций». Чтобы выжить в новых условиях, учитель должен использовать знакомые ему способы преподавания, пусть даже иногда и не самые современные и эффективные. Но ведь нельзя позволить всем учителям работать по старинке с современными гаджетами. Нельзя превратить компьютер и интернет в очередные ТСО (технические средства обучения. – Прим. ред.).

Как же быть? Что делать в следующем году, когда итоги вынужденной смены модели образования уже будут подведены?

Что бы я сделал на месте директора школы для того, чтобы его учителя освоили другую среду обитания?

Во-первых, действовал бы в течение следующего года постепенно, стараясь, чтобы учителя освоили наиболее эффективные приёмы преподавания с помощью найденных за этот год цифровых ресурсов, сайтов, порталов и т.п.

Во-вторых, в каждой школе есть свои «гуру», которые близко знакомы с онлайн-образованием и умеют перестраиваться из офлайна. Я бы этих людей сделал цифровыми наставниками учителей, своеобразными классными руководителями. Подобно обычным классным руководителям, они должны присутствовать на чужих уроках и наблюдать за своими подопечными, проявить возможные точки роста их мастерства, научить их многому. Но тут важно не только материальное стимулирование, но и их статус. Ведь от их действий зависит перевод всей школы в современное состояние, в котором онлайн-образование является важным элементом, позволяющим сделать доступным любому ученику лучшие мировые образцы педагогической деятельности.

Вначале я предложил бы подобрать каждому цифровому наставнику наиболее способных учеников, с которыми гуру займётся в первую очередь. Из них он сделает своих ассистентов, которые освоят премудрости и потом наберут себе новых учеников – учителей разных предметов. Так, распространяясь в геометрической прогрессии, по школе пройдёт «эпидемия» перехода на цифровое образование, в том числе и онлайн, что позволит школе эффективно использовать современные достижения образования.



Новости





























































Поделиться