Качество образования // Колонка

Онлайн галопом и повышение качества образования: как совместить?

Для родителей и руководителей

Онлайн галопом и повышение качества образования: как совместить?
Фото: games.mail.ru

Много, товарищи, слишком много оценивающих постов в адрес учителей появляется сейчас в связи со скоропостижным «переходом на онлайн-обучение».

Система, кто бы мог подумать, оказалась не готова за выходные полностью перейти на цифру, а учителя в условиях глобального системного кризиса не могут, видишь ли, бодро, мотивирующе и с огоньком обучать невесть где болтающихся «заэкранных» малышей и подростков. Уже вторая неделя пошла, а они все в жанре «говорящей головы», вот ведь… А особенно мне нравится посыл из серии «массовый переход в онлайн сейчас со всей наглядностью высветил все недостатки существующей школьной системы – как очно только время детское тратят, так даже и Zoom на них никак не повлиял». У нас, между прочим, даже правительство, страшно сказать, только сегодня первый раз в дистанционном формате собралось. А мы-то с вами – уже 15 дней галопом скачем.
Позволю себе сформулировать ряд тезисов относительно происходящего. Прежде всего для руководителей. Но и для всех остальных тоже. Итак:

1. До конца текущего учебного года любые оценочные высказывания по поводу того, как педагоги справляются с переходом на онлайн-обучение, неуместны

Особенно уничижительные и тем более публичные. То, что сейчас происходит, никак нельзя назвать продуманным, системным, добровольным (это важно) внедрением онлайн-технологий в образовательный процесс. Фактически это попытка переобуться не бегу и при этом не упасть и не сломать ногу. Никто из ныне работающих учителей такой сценарий не выбирал. Надо понимать, что систему стремительно засасывает в воронку неопределенности: мы не знаем, как мы будем заканчивать учебный год, как пройдет вступительная кампания, что будет с процедурами внешнего оценивания. Начнем ли мы следующий учебный год вовремя и в каком виде – мы тоже не знаем. Самое важное сейчас – отладить регулярный, относительно предсказуемый для участников учебный процесс, где есть все знакомые участникам элементы. Новые темы объясняются, домашнее задание задается и проверяется, оценки как-то получаются. Учителя на месте, все живы, связь есть – жизнь идет. Если вам удалось это за истекшие две недели, считайте, что вы герой, молодец и заслуживаете всяческой похвалы – дали большому количеству людей психологическую опору, которая называется предсказуемость.

2. Я предполагаю, что учебный год мы будем заканчивать онлайн. Это впервые

Процедур и протоколов нет. Все пишется и рождается здесь и сейчас, на коленке.

Уровень стресса в системе образования в мае и так самый высокий, а тут еще нарастающая пандемия и падающая экономика. Ключевая задача – к концу года не убить друг друга.

Сохранять корректный тон переписки и высказываний, относиться с пониманием к себе и другим. В общем, если вы давно хотели попрактиковать поддерживающие формулировки и разные там Я-высказывания, то момент подходящий.

3. Сейчас не время для педагогических инноваций

Предвижу возмущение коллег по цеху: как же, ведь как раз сейчас новые вызовы во всю мощь и надо на ходу изобретать инновационные форматы, адаптируясь к стремительно меняющимся реалиям…

Поясню свою мысль.

Сейчас время для внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Это уже само по себе вызов. Мы на него ответим – никуда не денемся. Но сам этот процесс, внутри, педагог должен обустраивать так, как он это умеет лучше всего.

Уже сама по себе необходимость проведения вебинара (для большинства учителей первый раз в жизни) – стресс.

В сильном стрессе репертуар способов действия у человека схлопывается до тех, которые лучше всего освоены. Ну, грубо говоря, если вы очень хорошо говорите по-английски и кое-как по-испански, то, попав в Испании, например, в ДТП и будучи вынужденным объясняться с полицией, скорой и пострадавшими, вы скорее всего заговорите по-английски. Хотя в спокойной обстановке, на диване, с учителем – вы в целом и по-испански на эту тему поговорить смогли бы.

Тут примерно то же самое. Если вы учитель, который 80% времени работает в «солирующем» духе, то вот именно сейчас, следуя за «вызовами времени», не надо пробовать организовать дискуссию онлайн. Когда у вас за экраном висит вся параллель в 75 галдящих человек и вы слабо понимаете, как и где отключаются и включаются микрофоны. Подготовьте интересную презентацию и говорите в монологе.

Просто дайте себе время освоиться и поженить ваши привычные педагогические способы действия с непривычными технологическими.

Сейчас время слишком больших перемен. Управлять ими мы сможем только двигаясь очень маленькими шагами. Грубо говоря, если учитель всю жизнь говорил детям читать параграф по учебнику, а потом спрашивал его пересказ, то сейчас подготовленная им самим презентация и то, что он смог ее рассказать в черный экран не срывающимся уверенным твердым голосом – уже отлично.

Если учитель всегда показывает на уроке презентации и задает вопросы на понимание, а теперь послал эту презентацию детям заранее (!) и смог организовать онлайн диалог с несколькими учениками на ее материале – супер. Нашел в интернете несколько готовых видеоуроков на одну и ту же тему, дал посмотреть детям заранее и онлайн обсудил преимущества и недостатки разной формы подачи – невероятно крут. Не глобализируем, двигаемся постепенно.

У системы сейчас очень сильно повысилась прозрачность – к проводимым урокам может подключиться любой родитель, начальник, методист, коллега и, что называется, «ткнуть пальцем».

Есть опасность, что, услышав в свой адрес очередное «фи, как не современно», директора судорожно начнут собирать совещания про внедрение неурочных форм организации образовательного процесса или еще что-нибудь в этом духе – пока не надо, особенно если вы этого никогда не делали всерьез. Просто отлаживаем процесс, экономим силы и психологический ресурс, бережем отношения в коллективе. Основные амбразуры впереди.

4. В России есть когорта педагогов, которые уже давно умеют, любят, практикуют

В смысле умеют вести эти ваши онлайны с полпинка, в дискуссионных форматах, с любым количеством человек. Я думаю, что к ним можно прямо проситься на уроки. Узнавать про них, стучаться и говорить – я вот учитель истории в шестых классах, когда вы будете вести очередной урок, не могли бы вы дать ссылку? Я только посижу – послушаю. Вряд ли кто-то откажет. Ведущему это ничего не стоит, а польза большая. Лучший способ передачи педагогической технологии – «изо рта в рот». Извините.

5. Теперь про повышение качества образования. Для прогрессивных руководителей. Онли

Ребята, этот наш с вами тройной кризис (медицинский, политический и экономический) – игра в долгую. Кто раньше примет этот факт, тот окажется в более выигрышном положении. Он не кончится ни через неделю, ни через две. Думаю, года два увлекательных впечатлений нам с вами обеспечено.

Если мы хотим еще и качество образования улучшить в такой ситуации, то нам придется этот длительный период разделить на этапы, правильно их различать и называть. Тогда мы сможем верно поставить задачи для каждого шага.

Сейчас этап переходно-адаптационный. Это значит, что мы отлаживаем «рутины» в новых реалиях и бережем людской ресурс как только возможно. Еще примерно неделю он продлится.

Психика сейчас все время, круглые сутки, тратит ресурс, чтобы справляться с шоком. Глобально мы все сейчас переживаем потерю (как минимум привычного уклада и свободы перемещения). Плюс высокая фоновая тревога: страх болезни, смерти, мучений, потери близких, бедности, голода, погромов, крушение планов. Неожиданные незапланированные ухудшения – это всегда очень тяжело.

Но дальше будет легче, потому что психика адаптируется. То есть ситуация-то, думаю, будет хуже, но восприниматься это будет легче, так как эти ухудшения ожидаемы. Таким образом, мы с вами войдем в следующий этап, назовем его диагностический. Он может продлиться примерно до конца апреля.

Задача руководителя, который хочет обернуть ситуацию на пользу образовательному процессу, как мне кажется, – наблюдать и поддерживать. Не оценивать. Не принимать кадровые решения. Наблюдать и замечать.

Все большие перемены начинаются с наблюдения. Вы ведь действительно сейчас можете прийти на урок к любому своему педагогу. Если соберетесь, надо людей обязательно предупредить, что, дескать, следующие три недели буду захаживать, как смогу. И объяснить зачем.

Чтобы увидеть эти самые способы, которые вашими учителями лучше всего освоены, и понять точки роста. У историка хорошо получается личный контакт с подростками, но плохо выстроено оценивание; у математика все отлично с онлайн-технологиями, но в ситуации стресса он прячется за снобистско-менторской интонацией; литератор очень стремится к дискуссиям, но не владеет технологиями модерации. И так далее. Онлайн сильно облегчает любой мониторинг.

Дальше у нас с вами наступит май, и всем придется совершить подвиг и закончить год. Задача – выжить.

Летом обязательно случатся какие-нибудь реорганизации и возникнет туча финансово-хозяйственных проблем, но вообще это может быть аналитический этап. Можно систематизировать апрельские наблюдения и попробовать аккуратно спланировать, как можно восполнить дефициты – не все, но некоторые. Это уже будет очень хорошо.

А что будет осенью, посмотрим: но в любом случае весь этот онлайн уже будет обуздан и поставлен на службу качеству образования. Вопрос, какое место он будет занимать – весь образовательный процесс в интернете или только часть его, – уже носит технический характер.
Что мне еще кажется целесообразным сделать примерно в сентябре.

Собрать коллектив, подключить психолога – дать людям выговориться на тему «ой, что это все было, как прошло и какие мы молодцы, что справились», а дальше прямо разработать процедуру (протокол, как угодно) экстренного перевода образовательного процесса в онлайн-формат. С учетом пережитого опыта, честно проанализировав ошибки и достижения. Ничто нам не гарантирует, что осенью, в связи с похолоданием, не будет второй волны. Если не будет, то и отлично. А если будет, то у вас все готово.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube