Директор школы № 686 Сергей Казарновский:
– Ситуация с эпидемией коронавируса развернулась таким образом, что в третьей четверти российская школа потеряла из-за нее около двух с половиной недель учебного времени, а четвертой четверти из-за всех майских праздников у нас вообще практически не бывает. Таким образом, выпускникам в этот раз будет крайне сложно подготовиться к ЕГЭ. А это может стать поводом для того, чтобы задуматься о возвращении в этом году к прежней модели поступления в вузы – через вступительные экзамены. Или вообще о переносе как ЕГЭ, так и вступительной кампании на будущий год: что поделаешь, если на нас обрушился такой серьезный форс-мажор! Более точного, однозначного рецепта действий в сложившихся условиях я не назову. Но знаю одно: нельзя ставить людей в еще более сложную ситуацию и создавать им дополнительную нервотрепку. Мы обязаны все сделать в режиме, максимально щадящем для детей!
Академик РАН и РАО Алексей Семенов, один из «отцов-основателей» новых технологий в образовании:
– Думаю, что самым разумным было бы организовать удаленную сдачу ЕГЭ в режиме онлайн. Это действительно реальный выход, причем широкомасштабных нарушений опасаться не стоит. Поначалу, если хорошенько вспомнить, и на ЕГЭ грешили списыванием. А понавесили в экзаменационных аудиториях камер — и списывание прекратилось, ведь если люди знают, что за ними следят, они не будут проявлять нечестности. Так и здесь: у нас создана система прокторинга, позволяющая следить за тестированием или экзаменом в онлайн-режиме, причем для этого не требуется специального оборудования, система слежения заложена в компьютерной программе. Она и обеспечит порядок на экзаменах. И принять сегодня подобные технологические меры, как на устном, так и на письменном экзамене совсем не сложно.
Директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко:
– Сейчас совершенно очевидно, что как организационно, так и технологически система ЕГЭ является гораздо более передовой, чем традиционные экзамены, включая вступительные. Последние невозможно организовать в распределенной форме, тогда как в ЕГЭ есть очень продвинутые технологии, позволяющие сдавать экзамены маленькими аудиториями, избегать массового наплыва детей и оставлять их сдавать экзамены на местах, без перемещений. Именно эти технологии, кстати, уже позволили нам в этом году спасти заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, также пришедшийся на период эпидемии коронавируса.
Впрочем, ситуация меняется быстро, подчеркнул Ященко: «Я надеюсь, что, пусть, возможно, с некоторым сдвигом сроков сдачи, пусть с распределением ребят по маленьким группкам, но ЕГЭ удастся провести без потерь. Кстати, выпускники вовсю могут готовиться к итоговым испытаниям по удаленным технологиям: ресурсов, позволяющих сделать это, сейчас открыто очень много».
В Рособрнадзоре также обсуждаются различные варианты организации ЕГЭ на случай невозможности его проведения в привычном виде. Однако пока это лишь чисто гипотетические предположения. Реальные решения будут приниматься не ранее второй декады мая, в зависимости от непрогнозируемого сейчас развития эпидемической ситуации.
Тем не менее, с большой долей уверенностью можно предположить, что на сдачу ЕГЭ в режиме онлайн власти вряд ли пойдут:
«При сдаче экзаменов в формате онлайн пока невозможно гарантировать, что учащийся выполнял задания самостоятельно, без подсказок репетиторов или родителей. А раз не представляется возможным обеспечить достоверность результатов, то это уже не ЕГЭ, а непонятно что», – отмечают эксперты в околоправительственных кругах. Скорее, по их словам, будет принято решение о переносе сроков сдачи ЕГЭ вплоть до осени 2020 года, а с ними – и вступительной кампании в вузы.
Источник: МК